«Человек и его чувства не меняются веками. Повторяется и история. В наше время в центре Европы современные геростраты жгут храмы, музеи, убивают женщин и детей. Ради власти, славы, денег. Почему их поддерживает Запад? Общество потребления не остановится ни перед чем», - считает народный артист России Мурат Кукан, отметивший на днях 65-летие.
Комфорт закулисья
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Мурат Рашидович, обычно в юбилейный вечер именинник находится в зрительном зале. Вам почему в нём не сидится?
Мурат Кукан: - Много раз смотрел спектакли друзей в Нальчике, Майкопе, Черкесске. Но признаюсь, в зале я чувствую себя неуютно. Мне гораздо комфортнее следить за спектаклем за кулисами. Пусть скорчившись в три погибели, но там, где я провёл всю творческую жизнь. Зритель приходит посмотреть не только выступления и поздравления моих коллег и высоких гостей, он ждёт и моего появления. Я не имею права сидеть в зале.
- Актёры по-разному относятся к фразе «Вся жизнь - театр».
- Жизнь гораздо мощнее, шире, интереснее театра, кино и радио. У меня есть привычка - понравившееся произведение учить наизусть, а потом читать зрителям. В рассказе Шукшина «Верую» главный герой интересуется у священника, болит ли у того душа или нет, есть ли Бог или нет. На что тот отвечает: «Бог есть. Имя ему - Жизнь. Добренького, мягкого, безропотного Бога нет. Есть суровый, могучий - Жизнь. С чего мы выдумали, что добро должно победить зло? Зачем?» Жизнь нельзя делить на белые и чёрные полосы.
- Сегодня большинство людей не читает книги, не смотрит телевизор, в театрах не прибавляется зрителей. Для кого тогда ваши любимые Высоцкий, Бабель, Зощенко, Шукшин?
- Надо работать, не останавливаясь, искать связь со зрителем. И спорить о вкусах. Но не путать вкус со вкусовщиной. Почему с Советском Союзе так ценили Чайковского, Рахманинова, Сервантеса, Шолохова? Понимали, что на этих произведениях воспитывается хороший человек. А сейчас он ушёл душой в виртуальный мир. Всё, что делает человека человеком, стало огромным виртуальным пространством. Но театр остался - живая, осязаемая, зрелищная картина. Сила театра - в самделишности!
- И чем же сегодня цеплять зрителя?
- А чем цепляют до сих пор «Юнона и Авось», «Ромео и Джульетта»? Историей великой любви. Чем цепляет «Герострат»? Историей великого преступления. А чем цепляет «Тарас Бульба»? Историей предательства. Сюжет может быть любой. Главное, чтобы был захватывающим. Театр заставляет думать, чтобы человек остался человеком - глобальной выдумкой природы. В нём есть всё, только это всё спит где-то в глубинах души. Театр предлагает это общение здесь и сейчас. Но ему не сравниться с жизнью. Кто мог подумать, что такая трагедия случится на Украине? Вот страшный театр жизни.
- Не настораживает, что живое общение предлагают зрителю лицедеи?
- Мы взяли на себя право предложить зрителю говорить о вечном. И те, кто приходит в залы, подтверждает наше право. Почему сцена всегда выше зрительного зала? Мы немного приподнимаемся над суетой и разыгрываем историю. Это не совсем жизнь, но история со сцены должна волновать и тревожить все уснувшие чувства, страсти, эмоции. И когда это происходит, человек чувствует себя частью мира. Тогда человек становится патриотом, находит свою точку зрения, уважение к своему народу, к родине. Театр воспитывает гражданина! Пусть звучит пафосно, но так должно быть.
Удобные циники
- За вами закрепилась слава комика, умеющего рассмешить любую хмурую аудиторию. На трагедию не тянет?
- У меня есть и трагические роли: шекспировский гений зла Яго, коварный Герострат. Играл Тиля Уленшпигеля - на стыке комедии, фарса, трагедии. Я вообще люблю трагикомедию, когда есть возможность играть на грани, и воспринимаю жизнь как трагикомедию.
История Герострата так же многопланова. Что можно сказать о человеке, спалившем храм, который люди строили веками? Ради чего? Чтобы попасть в историю. Пьеса Горина называется «Забыть Герострата». Но такими приказами его из памяти не вычеркнешь. Мы взялись за эту пьесу, чтобы вместе со зрителем изучить анатомию зла. Но кто знал, что история античного злодея, заново воссозданная Гориным, повторится в жизни?
В пьесе Григория Горина у Герострата девиз жизни: «Делай, что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь». Этот сценарий в современных декорациях разыгрался сейчас на Украине. В это втянут весь мир.
В наше время в центре Европы современные геростраты жгут храмы, музеи, убивают женщин и детей, поганят человеческие души. Ради власти, славы, денег. Почему их поддерживает Запад? Они удобны обществу потребления - ради собственных амбиций не остановятся ни перед чем. Они входят в историю.
Но с какого конца? Цинизм разъедает, какими бы святыми идеями единства родины, чести и достоинства не прикрывался.
В этом году мы отмечаем 70-летие Победы. Поверьте мне, если просто не написать в учебниках истории правду о настоящем освободителе Европы от фашизма - о советском солдате, то вырастет целое поколение людей, которое и понятия не будет иметь о войне. Промолчим - история повторится.
Смотрите также:
- Андзор Емкуж: «Театр должен раскрывать актуальные темы» →
- Он не похож на большинство современных артистов... →
- Интервью с «Душой России» →