aif.ru counter
1786

Народные поверия адыгов и предания нартского эпоса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. «АиФ-Адыгея» 28/12/2011

О заговоренной воде, куриной косточке и традициях на счастье

Стоит отъехать от Майкопа километров на 30 в любую сторону, и попадешь если не в сказку, то в страну легенд. А все потому, что горцы сами по себе народ легендарный. Испокон веков здесь эпические богатыри сражаются с великанами, а свет женской мудрости указывает им верный путь.

Оказывается, не все в легендах - выдумка! Как зарождались заговоры на здоровье и благополучие, о полезных обычаях и веселых традициях в канун Нового года рассказал «АиФ - Адыгея» наш гость - житель одного из старейших аулов Адыгеи Хамид ХИМИШЕВ.

Живая вода

- Очень хочется чудес в Новый год! Правда или нет, но в Азишской пещере довелось услышать легенду, что стоит напиться воды из ее подземного родника, в скором времени обретешь счастье. Только вот подходы к этому любовному источнику перекрыты - подземный родник уходит глубоко под скалу… А жаль!

- Адыгея полна легенд, и своя притча есть у многих мест, где останавливались люди или возникали поселения. В горных поселках у каждого камня и речки есть свой собственный эпический сюжет. А чудесный родник есть и в ауле Блечепсин. Кто знает, какие просьбы он умеет осуществлять, если они идут от сердца и души.

- Хамид Измайлович, говорят, аулу Блечепсин лет эдак 300?! А сколько живет на свете его родник?

- Этого, наверное, уже никто не сможет сказать точно. Когда на эту землю пришли первые поселенцы, родник уже существовал. Люди перекочевали сюда из горной Кабарды. По записи в документах, аул основан в 1868 году. Но фактически это произошло намного раньше. Я знаю точно, что люди жили здесь до этой даты не один год. Когда-то давно мы разбирали в ауле старый дом, и на стропилах крыши обнаружили вырезанные в брусьях цифры - «1861 г.». Это был самый старый дом, но добротно построенный, с металлической крышей. Подумайте, сколько поколений должны были жить и трудиться, чтобы накопить средств на него? Думаю, аул Блечепсин намного старше своих официальных 150 лет.

- Говорят, в давние времена люди увидели здесь родник, остановились отдохнуть и решили основать аул?

- По рассказам аксакалов, здесь вокруг рос нетронутый лес. Невдалеке протекала река - старое русло. Природа была девственной, места пустынными. Путники, наверное, действительно остановились у родника. Название аула Блечепсин (или «Блащэпсынэ») переводится с адыгейского языка, как «Блащэ» - клен и «псынэ» - колодец. Буквальное значение: «Родник под кленом»! Конечно, это место сыграло большое значение в истории аульчан.

- Вода в нем чудодейственная?

- Живая - это точно! Как минимум два века этот клен укрывал путников от зноя и непогоды, родник утолял их жажду, а в годы войны, возможно, спасал и от голода. Он никогда не пересыхает, хотя случается становится тише, а не бьет «ключом». Если подумать о мыслях и молитвах этих людей, не одно поколение которых здесь побывало, вода в нем явно целебная! Вам любой в ауле скажет: его вода вкуснее всех пресных источников в округе.

Небесный союз?

- А камень у родника имеет свое значение?

- Аульчане любят родник, его не раз облагораживали. Камень установлен давно, на одной из табличек есть стихи нашего земляка - великого музыканта и песенника Адыгеи Умара Тхабисимова. Он первый написал о Блечепсине песню еще в конце 60-х гг. Была и с другой стороны табличка, но, видимо, времена и путники меняются - кто-то «помог» ей исчезнуть. Но это - знаковое место, люди все поправят и приведут в порядок. Местные предприниматели даже спорят по этому поводу - каждый хочет быть спонсором.

- У родника есть своя легенда. А особенными традициями он наделен?

- Вообще, как считается в ауле, из него можно только напиться. В нем нельзя умыться или вымыть руки. Как говорят старики, он дает силу, здоровье и благополучие в жизни. Таково его главное предназначение, которым он давно наделен. Поэтому к нему приезжают молодые во время свадьбы! Когда-то, в советские времена, сюда приезжали после загса. Сейчас молодые стали с большим вниманием относиться к исконным обычаям, когда брак скрепляется в мечети. Однако по традиции они обязательно должны побывать у родника, напиться его воды до того, как невестку введут в дом родителей жениха. А ведь это очень много значит для молодой семьи, для тех, кто только начинает строить свою судьбу! Здесь - корни Блечепсина, а девушку, которая выходит замуж за аульского парня, не важно, из каких она мест, в семью берут навсегда.

- А бывают межнациональные браки?

- Случается. Молодые уезжают из аула учиться в города, и не всегда в Майкоп, часто в Краснодар или Москву. А там - любовь, которая не всегда признает традиций. В наш век народы ассимилируются. Но ведь все равно молодежь возвращается в аул, и свадебный обряд соблюдается, как и другие, традиционные для Адыгеи.

Желание на счастье

- Какие, например?

- Если говорить о свадьбе, есть у нас такое шуточное состязание. Как только брак заключен, жених и кто-то из парней в крепком рукопожатии пытаются пережать друг друга большими пальцами. Считается, если жених проиграет, может оказаться «под каблуком» у жены…

- Как известно, у адыгов Новый год отмечался в день весеннего равноденствия - 21 марта. Впрочем, и на Руси его в разные времена отмечали то весной, то в середине лета, то в первый день осени. Сегодня с празднованием «светского» Нового года что-то связано?

- Этот праздник давно уже стал общим для всех! Единственное отличие - в ауле стараются не пить спиртного, во всяком случае, ограничивают себя ради молодых. Молодежь, как и в традиционный Новый год, собирается в круг на «джэгу» - народные песни и танцы на центральной площади аула. Но шуток и розыгрышей за столом бывает достаточно. Одна из старинных, даже весьма древних игр у адыгов - «къандис», это как пари или спор. Традиционно в адыгейских семьях к праздничному столу обязательно подается национальное блюдо из отварных кур. Над куриной грудкой есть тонкая кость в виде буквы «V». Игроков бывает только двое, они договариваются о своих желаниях, которые проигравший обязан будет исполнить для победителя. Кость разламывают надвое, с этого момента начинается игра. Если один игрок возьмет что-нибудь у другого игрока из рук в руки и не скажет: «Помню!», - он проиграл. Мой старший внук на днях выиграл у младшего «крутой мобильник», который ему купили родители. И младший, поскольку проиграл, отдал телефон без пререканий, ведь старший успел произнести заветное слово игры - «Къандис!». Обижаться никто не имеет права. Не умеешь держать слово - не спорь…

- Требовательная игра! Воспитывает память и силу воли?

- Есть много интересных и действительно древних обычаев. Например, «врачевальный», когда у постели больного, например, должны постоянно находиться парни и девушки, которые развлекают его песнями и танцем. Почему? Чтобы не дать больному заснуть. Считается, что во сне он может навредить себе, человек не должен быть один в трудные минуты жизни. Кстати, адыги издавна, как говорят старики, могли таким образом лечить переломы костей - накладывать к поврежденному месту дощечки в качестве шин. Для того чтобы больной постоянно находился в оном положении, его отвлекали от физических страданий рассказами, музыкой или танцем. И человек выздоравливал. Сохранились и характерные обряду песни-баллады.


ДОСЬЕ

Хамид Химишев родился в 1934 году в ауле Блечепсин Кошехабльского района Адыгеи. После окончания блечепсинской средней школы служил в авиации, старший лейтенант запаса. После службы окончил Адыгейский педагогический институт, затем Краснодарское краевое училище культпросветработников. Работал в сферах сельской культуры и образования, на партийной работе. С 1987 г. возглавлял Игнатьевскую сельскую среднюю школу Кошехабльского района, новое здание которой построил «с нуля». Отмечен знаком «Отличник просвещения РФ».

С 1999 г. возглавляет Совет ветеранов и Совет старейшин родного аула.


КСТАТИ

Как рассказывают, в одном из аулов Адыгеи спорщики играли в «къандис» без малого 10 лет! Когда один сосед давал что-то другому, неизменно произносилось: «Помню». Люди шутили над упрямыми спорщиками, но потом просто забыли об этом.

Однажды жарким летом на краю аула загорелся стог колхозной соломы. На пожар сбежались все от детей до стариков, ведра с водой передавали по живой цепочке. Один из спорщиков встал в очередь за своим соседом и, передав ему ведро с водой, на всю округу объявил: «Къандис!». Так закончилось многолетнее пари, и проигравший уплатил долг сполна.После пожара вся улица праздновала находчивость победителя в этой всенародно любимой игре!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых