Примерное время чтения: 6 минут
748

Развивать этнотуризм в регионе можно уже сейчас

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ-Адыгея» 26/09/2012

- И человеческие, и творческие ресурсы, и прекрасная природа у нас есть. Это два основных условия для становления этнотуризма. Почему тормозим? Да, может, прибыль получим не сразу. Зато стабильный доход малому бизнесу, туризму и культуре Адыгеи будет обеспечен на долгие годы, -рассказала в преддверии Международного дня туризма в интервью «АиФ-Адыгея» директор Северо-Кавказского филиала Государственного музея искусств народов Востока Нафисет Кушу.

Мекка для туристов

- В советское время понятия «этнотуризм» не существовало. Но и на сокращение туристского потока в Адыгею не жаловались. Разве сейчас Адыгее не чем похвастаться?

- В том-то и дело, что есть! Пока живы мастера-прикладники, пока существуют народные ремёсла, пока есть у нас такие бренды, как адыгейский сыр и майкопская минеральная вода, этнотуризм должен стать первым направлением в работе. Я понимаю, что туристический кластер необходим. И то, что власть занимается столь глобальным проектом, вызывает уважение. Но горнолыжный курорт - это строительство не одного года. И совсем другое направление. Развивать прибыльный этнографический туризм как отдельный вид услуг, который мог бы создать самостоятельный турпоток, неэффективно. Он должен стать дополнением к основным видам отдыха в Адыгее: горным лыжам, альпинизму и лечению в санаториях. Но почему бы малому и среднему бизнесу не помочь власти и не заняться развитием этого вида туризма?

Когда я была во Франции, видела эту модель в действии. В городке Лош, где живёт наш известный художник Михаил Шемякин, 8 тыс. населения. При этом туристический поток в маленький французский городок составляет 360 тыс. человек. Они живут этнотуризмом! Что можно увидеть в Лоше? Крепостные стены древней тюрьмы - уникальный памятник средневековья, замок XVI века Шато де Шамуссо, где и сейчас можно окунуться в атмосферу творческой мастерской Михаила Шемякина, и где в будущем будут экспонироваться наиболее интересные работы живописцев, скульпторов и графиков Северного Кавказа. Этим французский провинциальный городок Лош знаменит! Люди готовы тратить огромные деньги ради того, чтобы прикоснуться к древним культурам, увидеть современные направления искусства Кавказа. Конечно, нам есть, что предложить. Только почему-то не предлагаем.

Бренд по наследству

- Может, не знаем, с чего надо начинать это прибыльное дело?

-Азишская пещера и часть Лаго-Наки - это уже Краснодарский край. Можно по этому поводу спорить, но с этим нельзя не считаться. Поэтому надо начинать с разработки общей с Краснодарским краем концепции турпоездок, обязательной программой которых в рамках культурного соглашения с Кубанью должны стать поездки на водопады Руфабго и Хаджохской теснины. Но людям нужно хлеба и зрелищ! Хлебом станет изготовляемый тут же мастерицами адыгейский сыр. Зрелищем - прямо у водопадов разыгранная легенда актёрами в национальных костюмах. И когда спросят друзья: «А что можно увидеть в Адыгее?». Не больше не меньше - прямо на месте видел легенды водопадов пробовал свежий адыгейский сыр, при мне приготовленный.

Спрос рождает предложение. Ко мне часто приезжают друзья со всей России. И знаете, какой первый вопрос? «Где можно купить адыгейский сыр?» Мало одного фестиваля сыра. Если сыр так знаменит, внесите в турпоездку посещение в Майкопе рынка адыгейского сыра, построенного в этническом стиле. Чтобы не только купить сыр можно было, но и попробовать блюда национальной кухни, купить с пылу с жару гуубаты и халюжи, посидеть с друзьями в импровизированной кунацкой, послушать этническую музыку, посмотреть танцы. И не только туристам.

Вообще нужно начинать с организации адыгского этнического подворья. Что такое адыгская сакля? Это, в первую очередь, очаг в большой кунацкой, каждый двор - музей под открытым небом. А у Абдуллаха Берсирова есть готовый проект «Кавказский аул». Берите, стройте! Сделайте несколько гостиниц в этническом стиле. С саклями, возделыванием масла, сыра, народными ремёслами прямо под открытым небом. Чтобы на каждого посетителя была одна обслуга. Это ведь может быть семейный бизнес.

Опять же, опыт есть. Я много читала об этнодеревне Жаскала. На побережье Каспийского моря установили 10 юрт в национальном стиле. Юрты оборудовали сплит-системами и всем необходимым для комфортного отдыха туристов. Гурманы могут отведать блюда европейской и восточной кухонь. Для непосед предлагается на выбор порядка 30 турмаршрутов по достопримечательностям края. Имеется возможность познакомить туристов с фермерами, которые производят шубат и кумыс, выращивают в пустыне арбузы, дыни. Иностранных этнотуристов удивляют выносливыми адайскими скакунами, овцами каракулевой породы, которых в народе называют «черной розой» пустыни. И поток заинтересованных людей нескончаем! Я опять спрошу: чем мы хуже?

«Я за мобильный музей!»

- Тогда какое место в этнотуризме вы отводите музеям?

- Одно из основных. Я уже не раз говорила: музей не должен пустовать. Но без господдержки ему тоже не выжить. Так пусть поддержат два головных музея республики в желании обогатить наши коллекции, изменить сам подход к работе. Прялки конца XIX века, приспособления для помола зерна, маслобойки, плетённые из рогозы корзины, циновки в витражах хороши. Но было бы ещё интересней, если бы люди смогли сами принять участие в помоле зёрен, взбивании масла, плетении корзин и циновок, золототкачестве. А потом получали бы в подарок плоды своего труда и покупали бы образцы прямо в музее.

- Чем ещё можно привлечь туристов в Адыгею?

- А чем мы знамениты? Прежде всего, находками, которые относятся к эпохе Майкопской культуры. А в Майкопе нет ни одного магазина сувениров, где продавались бы копии найденных в знаменитом кургане Ошад бычков, ритона «Пегас», женских скифских украшений. А почему бы не организовать в Адыгее этнографический парк, посвящённый нартскому эпосу?

Скажу больше - в Испании существуют целые этнотуры для гурманов. Не надо изобретать колесо. Надо, чтобы с национального подворья турист уезжал не только полным впечатлений, но и сытым. И для этого не нужно ждать открытия кластера.

ДОСЬЕ:  Нафисет Кушу родилась в 1943 г. в ауле Понежукай. В 1968 г. закончила Московский архитектурный институт. С 1968 по 1973 гг. работала в Краснодарском институте «Гражданпроект».1973-97 гг. - главный архитектор г. Майкопа, с 1997 г. - директор Северо-Кавказского филиала музея Востока. Председатель Союза архитекторов РА.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах