Артем Кононов родился совершенно здоровым ребёнком, с нормальным весом. Но к двум годам родители стали замечать в поведении сына странности: у него начала пропадать речь, он всё меньше играл с детьми, не откликался на имя.
Страшный диагноз
«Долгое время мы ходили по врачам, но нас успокаивали: мол, ничего страшного, перерастёт», - рассказала мама мальчика Кристина Оганезова.
И только к трём годам, когда Артём пошёл в детский сад, ребёнка направили на консультацию к врачу-психиатру.
«Именно там мы впервые услышали диагноз: аутизм», - вспоминает Кристина.
Так для Артёма и его родителей начался новый и не самый лёгкий период жизни. Через несколько лет в семье родился второй сын.
Готовность №0
Артёма из детского сада пришлось забрать - не смогли педагоги-воспитатели найти подход к необычному ребёнку. Да и вообще с детсадами, признаётся Кристина, в семье всегда были трудности - ни в одном детском саду Майкопа не было специальных программ для работы с детьми-аутистами. Максимум, на что могли рассчитывать родители, - это домашнее обучение. По этой причине Артём сменил три сада подряд. Причём, в двух из них родителей настоятельно просили забрать ребёнка.
А 20 октября прошлого года, в день своего рождения, Артём Кононов в первый раз пошёл в обычную школу - среднюю школу № 11 города Майкопа. Правда, пошёл не в семь, а в восемь лет.
Но специально выделенный кабинет, где располагалась необходимая для детей-аутистов ресурсная зона, находился прямо под спортзалом, где почти всё время шли шумные тренировки. Тьютора (педагога сопровождения), без которого дети с таким заболеванием не могут обойтись, Артёму выделили. Однако справиться со своими обязанностями он не всегда мог. А ведь особенные дети нуждаются в особом подходе. Особенный малыш может, например, бояться ходить в столовую, поскольку запахи в его системе восприятия играют гораздо большую роль, чем у обычных людей. Школьная шумная перемена может стать для ребёнка-аутиста сильным стрессом.
Помимо тьюторов, в ресурсной зоне детям-аутистам нужен педагог, который работает с ними вне школьной программы.
«Скоро мы пришли к выводу, что школа была совершенно не готова работать в системе инклюзивного образования. У педагогов не было ни желания работать с нашими детьми, ни веры в них», - считает Кристина Оганезова.
По её мнению, если сойти с высоких трибун обещаний и достижений, в реалиях система инклюзивного образования в детсадах и школах республики не работает. Школы Адыгеи оказались к ней просто не готовы.
Поэтому через год, перед 1 сентября, родители Артёма забрали документы из школы и перевели мальчика в Адыгейскую республиканскую школу-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения.
От картинки до первого слова
Сейчас Артём разговаривает с людьми при помощи картинок, которые хранятся в его небольшом портфельчике. На картинках написаны фразы: «я хочу», «мне нравится», есть и изображения со словами, как в букваре. Простые и нехитрые желания мальчика мало чем отличаются от желаний здоровых детей: после школы он мечтает посмотреть мультфильмы про Смешариков, поесть пиццы и поиграть на планшете.
Врачи не считают Артёма безнадёжным. Но ему нужна хорошая терапия. Сегодня в России существует масса методик, которые могут вернуть мальчику речь и помочь скорректировать поведение.
Родители Артёма - Кристина и Арам Оганезовы тоже мечтают. Мечтают о том, чтобы услышать, как заговорит их 9-летний сын. Но для этого ему необходимо каждый год проходить курсы корректирующей терапии. А стоят эти курсы недёшево — от 60 тыс. руб. и выше.
Сейчас семья заняла деньги, чтобы оплатить обучение тьютора. Но Артёму необходим ещё и курс интенсивных индивидуальных занятий и курс дельфинотерапии для детей. Их в сочинском дельфинарии ежегодно проводит Московский центр речи и лечебной педагогики «Доброе Слово».
Ещё родители Артёма мечтают повезти сына в логопедический центр «Территория речи», где занимаются постановкой речи у неговорящих детей, обучают их чтению, печатанию на клавиатуре, проводят занятия по сенсорной интеграции, занятия с психологами и нейропсихологами. А так же Артёму нужно попасть в центр для детей с особенностями развития «Любава» в Самаре, где проводятся занятия по АВА терапии.
Но на эти поездки родителям Артёма Кононова нужны деньги.
А пока диагноз 9-летнего Артёма Сергеевича Кононова звучит неутешительно: «Атипичный аутизм эндогенного генезиса с выраженным расстройством экспрессивной речи. Сопутствующий диагноз: задержка психо-речевого развития. Отсутствие речи. Нарушение коммуникативной функции. Ангиопатия сосудов сетчатки. (выписка из истории болезни).
Перечислить деньги для Артёма Кононова можно двумя способами:
1. По телефону 89618269807 (Оганезова Кристина Станиславовна).
2. Банковским переводом Оганезова Кристина Станиславовна, рс 40817810301000244382, Адыгейское отделение №8620 ПАО «Сбербанк» г. Майкоп, кс 30101810600000000602, КПП 528620012, БИК 046015602, ИНН 7707083893