Всего из Югославии на историческую родину вернулись 169 косовских адыгов. Сегодня на территории Адыгеи проживают более 1,5 тысячи репатриантов.
События тех лет, внимание к проблемам «косовцев» укрепили связи Адыгеи с зарубежной адыгской диаспорой. Гости из Израиля, Турции, Иордании неоднократно бывали на исторической родине предков. О жизни зарубежной диаспоры, о том, как сделать международные связи более прочными мы говорили с адыгом – репатриантом из Израиля Али Бганэ.
Правовые возможности
- Али, насколько возможно сегодня в рамках российского и международного права взаимодействие с диаспорой?
- Это один из важных моментов, которые хотел бы пояснить – у Адыгеи еще нет опыта, который был бы достаточным в правовом поле для взаимодействия с диаспорой. Впрочем, как и во всей России – я говорю о международной организации соотечественников. Я знаю, как работают с репатриантами, диаспорами в Израиле – в этой стране накоплен большой опыт. Там действительно есть много организаций такого плана – правительственных и неправительственных, они знают, как работать с соотечественниками за рубежом, делают простые, но эффективные вещи. В России же очень сильны бюрократические препоны. Федеральные службы, которые работают с российскими соотечественниками, порой, не могут дать даже элементарной информации.
- Какие возникают у со-отечественников, которые хотели бы стать репатриантами, вопросы?
- Если человек или семья готовятся к переезду на историческую родину, возникает очень много «бумажных» вопросов. Оформление документов, сборы, сам переезд - на это требуются большие физические и морально-психологические силы. Толковая информация по различным консультациям на официальных сайтах во многом бы облегчила этот процесс. Правовой работы с соотечественниками за рубежом очень мало. Пока все на уровне обсуждений – конференции, программы, споры. Нет практической деятельности, ясности. Полезной информацией и собственным опытом делятся сами репатрианты – на частных форумах.
Людские ресурсы
- Как решить эту проблему?
- Работа медленно, но идет, изменения в отношении к соотечественникам есть. Вообще сам федеральный закон о соотечественниках очень для нас важен, и многие россияне, как и адыги – да все, кто в силу каких-то событий оказались гражданами стран ближнего или дальнего зарубежья, это понимают и ценят! Но он носит больше рекомендательный характер. Статус соотечественника еще не определен четко и понятно - кто может быть соотечественником. Представители многих национальностей имеют свои государства в ближнем зарубежье. Но хотят считать себя соотечественниками в России. Думаю, в связи с этим будут вноситься изменения в закон. Для эффективной работы нужно преодолеть чиновничий бюрократизм и коррупцию, с которой мы сталкиваемся. И, на мой взгляд, в исполнительной власти должен быть отдельный орган – министерство, комитет, который бы занимался только взаимодействием с соотечественниками, репатриантами.
- В чем здесь государственный интерес? Во многих странах мира исполнительная власть не очень заинтересована в переселенцах, даже собственных соотечественниках, если только лицо не представляет стратегический интерес для социума.
- Соотечественники – это большой потенциал. И для Адыгеи, и для России в целом. У них есть большой опыт социально-экономических связей. Те, кто работал в Европе, могут многое привнести в развитие региона. Они заинтересованы в улучшении жизни на своей родине и совершенно искренни в этом. Развитие экономики, инвестиции, бизнес – у них могут быть разные сферы применения знаний и умений, профессиональных навыков.
- Если отменить квоты на въезд в Адыгею, многие ли захотят вернуться?
- Нет, очень мало. Людям вообще достаточно сложно принять решение о коренных переменах в своей жизни.
- Как ощущают себя репатрианты? Здесь они - дома?
- Это довольно сложный вопрос. Конечно, люди ощущают огромную радость оказавшись на исторической родине. Ведь их родители, деды и прадеды жили с мечтой об этом! Но вместе с тем, они испытывают трудности. Уклад жизни «здесь» и «там» очень разный. Сегодня за рубежом – вне этнической родины - живет 80% адыгов (диаспора, по статистике общественных объединений Адыгэ Хасэ в разных странах, насчитывает более 7 млн человек). Но большей частью они убеждены: адыгам очень повезло, что в России их этническая родина сохранилась как полноправный субъект РФ – республика. Это важно для самосознания людей.
Интересы экономики
- Мы заговорили об интересах зарубежной диаспоры в развитии исторической родины. А в чем проблемы, допустим, вложения тех же инвестиций?
- В контексте развития регионов РФ, привлечения инвестиций чаще всего зарубежные партнеры говорят о тех же бюрократических препонах. Проблема вложения денежных средств – бизнес-гарантии. Раньше, а переговоры о возможности проведения экономического форума в Майкопе начинались десяток лет назад, несовершенным было законодательство. С тех пор в РФ правовые отношения с бизнес-партнерами претерпели большие изменения.
- Были у бизнесменов из диаспоры конкретные предложения?
- Конечно. В начале 2000-х годов адыгская диаспора в Турции провела несколько экономических форумов. Целью было – определить тех, кто реально готов к инвестированию средств в экономику трех республик -Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Выяснилось, что около 50 человек заинтересованы в бизнес-партнерстве. Бизнесмены создали «Российско - Турецкий деловой совет», сопредседателями которого избрали Евгения Примакова (Россия) и Тургута Гюра (Турция). Было принято решение - первым шагом совета должен стать созыв экономического форума в Майкопе. На этом форуме планировалось совместно с властями республик и представителями федерального центра выработать совместную программу дальнейшей работы. Форум был запланирован на осень 2002 года. С тех пор дату его проведения несколько раз переносили.
- В чем причины? И кто против?
- В принципе, никто не против. Еще в марте 2004 г. на общественном форуме народов Кавказа и Юга России в Сочи, обращаясь к главам республик, тогда президент РФ Владимир Путин отметил, что крайне важно «широкое межрегиональное сотрудничество». Речь шла о расширении деловых контактов, как в округе, так и с диаспорами кавказских народов в других территориях страны и за рубежом. Бизнесмены диаспоры и сегодня в очередной раз выражают готовность участвовать в проведении форума. Думаю, необходима помощь со стороны федерального правительства.