При яркой, харизматичной внешности, не рвется на театральный Олимп, любит читать философов-мистиков, занимается самопознанием, предпочитает активный отдых светским тусовкам, не афиширует регалии. Саид Багов считает себя в первую очередь театральным актером и режиссером. - Новый театральный сезон я начну как режиссер в Национальном театре Адыгеи с репетиций камерного спектакля по пьесе «Директорская ложа», - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» заслуженный артист России Саид Багов.
«Человек не готов к цивилизации»
- Саид, ваше отношение к идее глобализации?
- Человек не готов к глобализации, совсем не готов. Да чего там - он не готов к цивилизации, еще не созрел для нее! Кому мы обязаны цивилизацией? Великим людям, которые изобретают, творят, строят. И много мы о них знаем? Как к ним относимся? На этот счет есть замечательная пословица: «Гений изобретает, талант реализует, а посредственность пользуется и не благодарит». Одно движение - и в мире начинаются войны. Чтобы этого избежать, сознание должно быть просветленным.
Вас не пугает истина?
- Ложь пугает больше! Это коварная штука. Вы идете в сторону пропасти, а вас уверяют - дорога широка. И что почувствуете, когда полетите кубарем вниз? Врожденное чувство самосохранения должно присутствовать, охраняя от необдуманных поступков.
- А где это врожденное чувство у наркодиллеров, у Брейвика, расстрелявшего людей в Осло?
- А кто вам сказал, что это вменяемые люди, если они растлевают, уничтожают себе подобных? Человеку не даны ключи от самого себя, поэтому он выбирает простые, как ему кажется, пути решения проблем. А пути эти оказываются ложными. А если каждый день показывать по телевизору боевики и детективы, понятно, чем все это может закончиться...
«Гамлета на себя не примерял!»
- В 4-летнем возрасте вы решили стать актером. Эта целеустремленность - от родителей?
- Отец в юности хотел быть актером, а стал ученым. А я был упрям в своем желании стать актером. Вело по жизни некое сильное чувство. Нужно было определенное знание жизни, которым в будущем мог бы поделиться с окружающими. Знание - по-первых, лицедейство - во-вторых. Есть актеры-художники и актеры-исполнители. Мне всегда хотелось быть в первой категории.
- Есть нереализованные мечты? К примеру, сыграть Гамлета?
- Никогда не мечтал о Гамлете, хотя предлагали сыграть его в Италии. Никогда эту мечту не «примерял» на себя. Я не настолько актер в дурном смысле слова, чтобы видеть себя на сцене в роли «стандартного» Гамлета. У меня есть своя разработка пьесы. Но это другая история. Сейчас у меня есть несколько проектов, которые я сегодня веду. Два авторских проекта в кино и три проекта в Театре, включая Национальный театр Адыгеи. Сейчас сделал музыкально-поэтический спектакль «Метаморфозы любви» на материале русской лирики XIX-XX вв. и городского романса. Беда в том, что далеко не все сегодня умеют выражать свои чувства. А для молодежи мат - уровень сознания, обиходный язык, на котором легко говорить. К сожалению!
- Ваше отношение к современному российскому кинематографу.
- Так вышло, что жизнь зачастую богаче того, что нам показывает «ящик». Почему все больше сериалов? Дешево и быстро. Но плохие сериалы - это колоссальный ущерб для всех: зрителей, режиссеров, актеров. Жалко зрителя! Нам за сериалы хотя бы деньги платят. А вы время теряете! Да, я снимаюсь в сериалах, но ради средств на свои авторские проекты.
- Вы ученик великих режиссеров: Андрея Попова, Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева. Чем «зацепили» вас эти люди?
- «Зацепили» красотой, гармонией, чувством творческого восторга. В обыденной жизни нет ничего интересного, если в ней нет истинно творческого человека. А моими учителями были настоящие мастера. И когда тебя примечают такие люди, - это счастье. Уже на III курсе ГИТИСа я сыграл главную роль в театре им. Станиславского в спектакле Бориса Морозова «Брысь, смерть, всегда брысь!». Представьте: в 19 лет - 3 часа на сцене с мастерами! Потом были «Взрослая дочь молодого человека», «Сирано де Бержерак». Это была отличная школа! Я себя считаю театральным актером.
- Вы уехали в Израиль за тихим семейным счастьем или в поисках работы?
- Это было в 90-е годы, в связи с развалом страны. Мне в Москве банально было негде жить. А тут пригласили на работу в театр Гешер, затем - в антрепризу Михаила Козакова. Но все это было не мое. Период роста. Научился быть собой, не идти на поводу у обстоятельств. И хотя у меня не было иллюзий, что «там» я что-то найду, потому что все мое было со мной. Хотя на первых порах приходилось тяжело - без друзей и знакомых.
- Можно ли идти на компромисс и при этом быть успешным в актерской профессии?
- Надо знать, что тебе во благо, а что во вред. Материалистическое отношение к миру вредит не только актеру. Человек думает, что выиграл, заработав огромный куш. Это иллюзии! От отца я слышал адыгскую притчу. Идут двое. Один спрашивает другого: «Разве ты не адыг?». Тот отвечает: «Адыг». Второй вопрос: «Разве ты не человек?». Главное - оставаться человеком. А уж потом - адыгом, якутом, русским.
- А почему же тогда все чаще всплывает национальный вопрос?
- Всегда были и будут люди, которым это выгодно. Принцип «разделяй и властвуй» остается актуальным по сей день. Не попасться на эту удочку сложно.
Театральные будни
- Как возникло решение стать режиссером Национального театра Адыгеи?
- В Майкопе живут мои родители, в театре служат многие мои друзья. И о совместной работе говорили давно. Поэтому когда я нашел две камерные пьесы, то сразу начал переговоры с театром. Одна пьеса - Петра Гладилина «Другой человек», вторая - чешского драматурга Арношта Голдфлама «Директорская ложа». Но два спектакля одновременно «тянуть» сложно. Пока остановились на пьесе «Директорская ложа». Героев-актеров играют Мурат Кукан и Заур Зехов. Но у меня подписан контракт на съемки в сериале. Плюс - моноспектакли, проекты, связанные с Европой. Поэтому премьера сдвигается на декабрь этого года.
- Как при таком графике семья относится к вашим постоянным переездам?
- Все гармонично. Я не стою перед выбором семья - работа. Я здоровый рационалист, и не умею жить только для себя. Своим детям я желаю одного: найти себя и расти живыми, радостными, крепкими и сильными людьми, которые занимаются любимым делом. А на какой ниве они это найдут, неважно. Потому что для каждого из нас одно задание сверху: быть человеком.