Примерное время чтения: 7 минут
384

В Адыгее более 100 выпускников провалили ЕГЭ по русскому языку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. «АиФ-Адыгея» 03/07/2013 Сюжет Образование

Майкоп, 1 июля – АиФ-Адыгея. «Не секрет, что образованным сегодня считается не начитанный эрудит, а тот, у кого дипломов больше. Это искажение парадигмы образованности, – уверена заведующая кафедрой русского языка Адыгейского госуниверситета Зулейхан БЕДАНОКОВА.

Вербальное самовыражение

Аргументы и Факты – Адыгея: – Вам, как учёному-лингвисту, понятна проблема, назревшая в русском языке?

З.Б.: – Язык – это такая система, которая не может существовать изолированно. Это неотъемлемая часть личности человека. И, по-видимому, всё, что связано сейчас с языковыми, вернее речевыми проблемами, идёт от проблем в обществе, следствием стало смешения стилей речи. Жаргон теперь льётся со страниц газет, с телеэкранов, на радио мы слышим совершенно неприемлемую для публичного употребления лексику.

А ведь язык несёт не столько функцию убеждения, сколько воспитания. Поэтому уж коли эти проблемы возникли, значит, надо думать, что не всё так хорошо в нашем обществе. Отсутствие каких- либо принципов - моральных, нравственных, отражается в речевой культуре, ведёт к обеднению языка, а значит к духовному обеднению в обществе. Дело дошло до того, что в Федеральный закон о русском языке как государственном 12 апреля 2013года внесены изменения, предусматривающие административное наказание до 40 тыс. рублей за употребление нецензурной брани публично, на любых носителях информации, потому что это «причиняет вред здоровью детей и их развитию», так написано в законе.

Аргументы и Факты – Адыгея: – Не так давно вы вернулись из Москвы, где приняли участие в обсуждении острых проблем состояния русского языка. 

Досье
Зулейхан Беданокова родилась в 1963 году в Майкопе. В 1986 году окончила филологический факультет АГПИ. С 1986 по 1991 гг. работала учителем русского языка и литературы в СОШ № 19 и МОШ № 5. С 2011 года заведует кафедрой русского языка АГУ. Увлекается чтением, рукоделием. Замужем, есть сын.

З.Б.:– «Круглый стол» касался законодательного обеспечения развития русского языка в современном информационном пространстве. На мой взгляд, все существующие проблемы связаны с нестабильностью в общественной жизни, отсутствием идеологии. И такие мероприятия призваны каким-то образом всколыхнуть сознание современников, ещё раз направить на решение этих проблем. И не только учителя, который знает, как учить ребёнка хорошо читать и правильно писать, но и людей, от которых зависит законодательная база, жизнь общества. Я сторонница обязательного преподавания русского языка не только в школе, но и в вузе для всех специальностей. В том числе культуры речи, делового общения, всевозможных курсов по речевой коммуникации, риторике и ораторского искусства. Это очень актуально, потому что касается людей, которые будут заниматься проблемами организации в социуме. Обратите внимание, как говорят наши чиновники даже федеральных служб. Часто у этих специалистов бывают большие проблемы с речью, а ведь это дипломированные специалисты. В основном, от незнания, от недостаточной филологической образованности.

 

 

Лень или отсутствие необходимости?

Аргументы и Факты – Адыгея:  – Быть может, для них важнее профессиональный предмет? А уж объясняют, как могут, лишь бы результат был.

З.Б.: – Следствием ухудшения положения языка в обществе стало нежелание вникать даже в смысл написанного и поверхностное отношение к получению знаний, которое наблюдается повсеместно – у взрослых, и тем более детей. Отсутствие глубины - характер потребительского отношения в обществе. Взять только хорошее, только то, что улучшает твоё настроение, и не более того. А что улучшает настроение? Игрушка. Она может быть в виде развлечений, каких-то материальных благ. Вот этот механизм и работает сейчас во всём мире. Многие накидываются на красивую обёртку, этикетку, думая, что за этим стоит настоящая жизнь или её смысл, а жизнь - в душе человека, в способности быть человеком. А что может обогатить душу? …И филологи не раз говорили об этом. Знание орфографии, пунктуации ещё как-то можно проверить. Но как проверить душу ребёнка? Кто он такой, что полезного он может сделать для себя и других? Какие у него моральные принципы, цели? Это то, что воспитывает в человеке литература. Нежелающий познавать ребёнок растёт и становится тем самым человеком, который иногда и двух слов связать не может в лучшем случае.

Аргументы и Факты – Адыгея: – А как же система преподавания и аттестации языковых знаний?

З.Б.: – Все участники «круглого стола» сошлись во мнении, что ЕГЭ абсолютно катастрофичен – знания русского языка, а тем более литературы невозможно тестировать. Мы как специалисты хорошо понимаем, почему, например, задание «С» составлено таким образом, а не иным. То есть важно выяснить умение ребёнка логично мыслить, отделять главное от второстепенного, выявлять проблему в произведении. Эта регламентированность на каком-то этапе тоже нужна, но учитывая разный уровень детей и разные возможности родителей нельзя говорить о положительной реализации ЕГЭ. Общество уже пришло к выводу, что такая форма аттестации не самая лучшая. Не случайно во многих странах от неё отказались.

Совет лингвиста

Аргументы и Факты – Адыгея: – Ситуация с ЕГЭ понятна, а как быть с самим русским языком?

З.Б.: – Своим студентам я всегда говорю, что тот язык, на котором мы общаемся должен быть образцовым, очень красивым. В своей речи нужно использовать изобразительные обороты, выразительные средства, фразеологизмы. Но надо знать эту фразеологию, интересоваться этимологией слов, употреблять их с правильным ударением. Если филологи будут сами с пристрастием относиться к своему делу, то это уже серьёзный шаг вперёд. И я не имею в виду только учителей русского языка и литературы, а всех педагогов. Считаю, что каждый должен обладать такой лексикой, которая будет ясной, точной, образной, выразительной, понятной.

Аргументы и Факты – Адыгея: – Но ученики и студенты разные?

З.Б.: – Нужно добиваться того, чтобы студент находился в аудитории. Он должен заниматься образованием, ежедневно узнавать что-то новое. Если он будет выполнять требования преподавателя даже на треть, у него будет средний уровень образования. Конечно, он не будет блестяще образован, но база для дальнейшего развития у него сформируется. Да, это кропотливая работа, но как говаривал Александр Васильевич Суворов: «Умение - от упражнения». Можно мало, что понимать, даже не знать элементарных вещей в языке, но занимаясь регулярно, систематично, вы получите хорошее образование. Не надо бояться трудностей, они не такие непреодолимые, как кажутся на первый взгляд. Было бы только желание смотреть на мир не через узкую щель, а широко открытыми глазами.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах