«Перед каждым стартом я про себя читаю молитву - чтобы передо мной был ангел-хранитель, чтобы на маршруте не было ни одного завала и чтобы все мы благополучно доехали до финиша. Не могу радоваться, когда соперники сходят с трассы или разбиваются. Я - за чистую победу в честном бою», - рассказала мастер спорта международного класса по велоспорту.
Не в ступенях счастье
Карина Кадиева, АиФ–Адыгея: - Вы - одна из лидеров женского велоспорта России, призёр чемпионатов мира и Европы. Только за этот год - два золота чемпионата России. Довольны собой?
- Я довольна любым моим достижением, и совсем не важно, буду ли я стоять на пьедестале или нет. Мне важней, смогла ли я победить себя на трассе. Если выложилась по полной, оправдала многодневную подготовку, значит молодец, могу собой гордиться, значит, стала ближе к пьедесталу. Если нет удовольствия, даже пьедестал не поможет почувствовать себя счастливой.
- Выходит, золото для вас не свет в окошке?
- Конечно, работаешь на победу. Не поверю тем, кто это отрицает. Но за золото любой ценой я на трассе биться не буду. Победа, на самом деле, приходит постепенно. Я понимаю свои возможности и не люблю победу за счёт несчастного случая с соперником - кто-то сошёл с трассы, у кого-то случилась травма или сломался велосипед, а кого-то и намеренно подтолкнули. Я за здравое чувство соперничества - обгони меня здесь и сейчас, но я тебя на финише сделаю. Палки в колёса и козни - не по мне. То же уважаю в соперниках. Лучше, когда до самого финиша сохраняется полная конкуренция, когда все «на одной ноге», все равны.
К примеру, на чемпионате России в Санкт-Петербурге мне понравилась питерская команда «Локосфинкс», для которой честная борьба - это принцип. Достойные соперники умеют красиво побеждать и проигрывать. Хочется, чтобы спортивные результаты зависели не от интриг на маршруте, а от того, как ты себя переборешь, кому улыбнётся удача.
Расписка на жизнь
- Я знаю, что в велоспорт вы пришли случайно.
- Мои родные - люди, далёкие от спорта. Папа - шахтёр, мама - музыкант, старшая сестра - скрипачка.
В какие только кружки не водила меня мама: я занималась фортепиано, оригами, бисероплетением, театром, танцами, рисованием. Но везде меня хватало только на неделю. Спокойно сидеть на месте я не могла - скучно. Однажды, когда с ватагой пацанов бегала по дворам, тренер по велоспорту предложила мне прийти посмотреть, что это такое. Помню, долго брыкалась. В течение года я изредка забегала в спортшколу. А потом тренер предложила мне придумать для себя цель в жизни. Дала листок и сказала: «Хочешь быть чемпионом мира? Напиши это. Ты увидишь много стран и станешь самым сильным человеком». Ну и немного приукрасила, мол, тебе дадут машину и квартиру. Так в 11 лет я себе написала расписку на всю жизнь.
- Для вас велосипед - кормилец или мучитель?
- Велосипед для меня - это жизнь. Заберите его, и как жить, не знаю. Это аппарат, от которого я воздух получаю. Когда побеждаю, называю его «мой феррари», когда попадаю в яму, говорю: «Малыш, извини». Я свой велосипед узнаю из тысячи. Две-три тренировки в день - это четыре часа на колёсах.
Сегодня модно путешествовать на велосипедах. Но я редко выбираю этот вид отдыха. Хотя в прошлом году мы с подружкой отдыхали в Геленджике, и чтобы увидеть красивую набережную, взяли старенькие велосипеды напрокат и с ветерком прокатились.
Охота на зайца
- Сегодня спортивный мир сотрясает новый допинговый скандал. Ваше отношение к расширению допингового списка?
- Я далека от этой темы. Никогда не принимала допинговых препаратов. Но считаю абсурдом то, что на Россию так нападают по поводу мельдония, который почему-то внесли в допинговый список. Хотя он, как считают учёные, далёк от того, чтобы называться допингом, - обыкновенное средство для работы сердца. Лучше бы обратили внимание на тех, кто из-за употребления допинговых препаратов мутирует. Проверили бы спортсменов, вокруг которых крутятся большие деньги. А они берут на прицел тех, кто только-только начинает выигрывать. Вместо того чтобы льва ловить, устроили охоту на зайца.
- Вы родом из Донецкой области. Давно виделись в родными? Как они пережили события на Украине?
Вижусь постоянно, но только по скайпу. Мама живёт в Донецке, сестра - в Днепропетровске. Три года назад я уезжала из Донецка в Италию. Уезжала из красивого города, с парками, цветущими розами и гуляющими детьми. А приехать не могу из-за войны, которая разделила Украину. Обычным людям до сих пор не понятно, что там случилось. Я только знаю, что донецкие люди духом сильны. Недавно мама рассказала: плакали на работе всем коллективом, потому что в Донецке опять стреляют. А потом мне говорит: «Мы не сдаёмся, мы сильные». Стрельба всё равно когда-то закончится. Мир длиннее войны.