Директор средней школы №13 в Майкопе убеждена в том, что школе надо вернуть воспитательную функцию. Но воспитание, образование и медицина не должны быть услугой.
«Думаю, за ненадлежащее воспитание детей многим родителям были бы полезнее не копеечные штрафы и душеспасительные беседы, а общественно-полезный труд», - уверена Наталья Ткаченко.
В интервью ADIGEA.AIF.RU руководитель школы в Майкопе рассказала о братьях Соловьёвых, трудовых бригадах и письмах Путину.
Оценка заслуг
Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: В День Майкопа вы были удостоены премии имени братьев Соловьёвых. Что для вас значит эта награда?
Таких людей, какими были братья Соловьёвы, истинных интеллигентов, единицы. И хотя бы немного быть похожей на них - это большая честь.
Я также люблю свой город и за 20 лет депутатской деятельности смогла помочь многим. То же и в профессии.
Но с высоты своих лет понимаю: никакая награда не сделает человека лучше или хуже. Это оценка заслуг. И спасибо, что эти заслуги увидели.
- Соловьёвы лично принимали участие в строительстве многих зданий Майкопа. И сегодня многие поддерживают идею возвращения в школы трудового воспитания. Это реально?
- Трудовое воспитание в школе просто необходимо. Трудовой навык - один из самых важных, которым должен овладеть ребёнок. Я выступаю за то, чтобы вернуть в школу общественно-полезный труд. Он никогда не будет лишним. Чем больше труда вложит ребёнок в заботу о той же школе, тем бережливей он будет. Но сегодня, чтобы ребёнка привлечь к труду, необходима кипа бумаг, мероприятие должно быть прописано в плане воспитательной работы, нужно согласие родителей на труд ребёнка и так далее. Есть в школах трудовые бригады. Это хорошо, что дети учатся зарабатывать деньги. Но, к сожалению, мы не учим детей оказывать бескорыстную помощь. Если сегодня у большинства учащихся спросить, хотят ли они быть волонтёрами или запишутся в трудовую бригаду, чтобы ту же работу сделать за деньги, 90% выберут деньги. А как же быть с бескорыстием и милосердием?
Куда податься?
- На недавнем заседании в прокуратуре был озвучен факт роста подростковой преступности в Адыгее. Что в этой ситуации упустили семья и школа?
- Детям не хватает родительского тепла, внимания и заботы. Родители сегодня заняты добычей денег, она ставится во главу угла. А что творится в душе ребёнка, что творится в его жизни, в лучшем случае, уходит на второй план. Дети предоставлены себе. Их родители, родившиеся в 90-е, недаром считаются потерянным поколением. Ломался строй, жизни людей, находившихся на грани выживания. Им было не до детей. А сегодня дети 90-х сами становятся родителями. Я часто сталкиваюсь с тем, что некоторые просто не знают, как воспитывать ребёнка, не могут правильно расставить приоритеты.
А у школы забрали функцию воспитания. В статье семейного кодекса России сказано, что приоритетное право воспитания принадлежит родителям. Школа может только корректировать и направлять. Но вмешиваться в воспитательный процесс не имеет права. Она на сегодня обязана предоставлять только образовательные услуги - это её муниципальное задание. А если родители - экстремисты, фашисты, сатанисты? Кого они воспитают, пользуясь законным приоритетом?
Партнёры поневоле
- Вы сказали о ещё одной проблеме - отсутствие в Адыгее Центра социальной реабилитации детей и подростков. Какой вы видите его роль?
- Учителя нашей школы забили тревогу - один из учеников младшей школы даже в холода приходил на уроки в кедах и без тёплого свитера. Вместе с социальным педагогом мы отправились к нему домой. Оказалось, что мать меняет сожителей, а дети живут мало того, что впроголодь, так ещё не одетые и не обутые. Понятно, что ребёнка надо изымать из семьи. А куда? Был бы Центр социальной реабилитации, он бы дал ребёнку шанс на нормальную жизнь. А куда его можно привести сейчас? В больницу на несколько дней или в приют «Очаг» в поселке Каменномостском, где постоянно нет мест? Сегодня от ужасов семьи детям и деться-то некуда. Вот в чём проблема, и её надо решать. Может, тогда рост детской преступности в Адыгее начнёт снижаться?
- Сегодня одна из главных проблем республики - поборы в школах. Неужто это зло неискоренимо?
- Я понимаю родителей, у большинства каждая копейка на счету. Но и говорить, что в школах Адыгеи сложилась благополучная ситуация, мы тоже не можем. На сегодня 80% городского бюджета идёт на образование. Если финансировать все школы Майкопа по требованиям всех курирующих структур, нужно вложить не 80%, а в два раза больше. Но тогда не на что будет жить городу! Сегодня городской бюджет не наполняется. В Майкопе слишком мало крупных предприятий, крупных денежных вливаний в бюджет. Многие родители работают на себя, не платя налоги, многие работают, не регистрируясь в городе. Кроме того, много денег «съедает» коммуналка.
Школа не имеет права заставить родителей платить деньги на нужды, подчёркиваю, конкретные нужды школы, но если сами родители решают сделать ремонт в классе или купить новые шторы, не думаю, что стоит от этого отказываться. Конечно, можно написать письмо Владимиру Путину, но проблема недостаточного финансирования это письмо не решит. Можно говорить о создании попечительских советов, но во главе их, как правило, стоят главы крупных предприятий. В Майкопе крупных бизнесменов, которым под силу содержание одной школы, нет. На сегодня реальность школ Адыгеи такова, что без помощи родителей школа существовать не может.