«Не понимаю, к чему всё время вспоминать советскую систему образования. Безусловно, она была лучшая в мире. Но ведь с тех пор многое изменилось. Изменилась страна, общество, дети стали другими. А у нас порой некоторые без конца оглядываются в прошлое, ругают настоящее, не внося каких-либо конкретных содержательных предложений, - считает декан факультета математики и компьютерных наук Адыгейского госуниверситета.
Соревнование для спринтеров
- В Майкопе завершилась III Кавказская математическая олимпиада. Довольны ли вы результатами?
- В олимпиаде принимали участие учащиеся 8-11-х классов из 15 регионов Юга России - победители и призёры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике. Кроме того, на олимпиаду, которая имеет статус меж-дународной, приехали ребята из Абхазии, Южной Осетии, Армении. К слову, число стран-участников ежегодно расширяется: в этом году в олимпиаде впервые участвовала Болгария. В следующем мы ожидаем приезд школьников из Азербайджана, Грузии, Турции, Сербии. Интерес к участию в Кавказской олимпиаде проявляет Иран.
Если говорить о выступлении команды из Адыгеи, мы довольны результатами ребят. Хотя в этом году у нас нет победителей, большинство из них получили дипломы второй и третьей степени. Лучшие результаты показали школьники Кубани, Астраханской области и Болгарии. К их успеху причастны и педагоги из Адыгеи. Все эти ребята ежегодно принимают участие в образовательных проектах РЕМШ.
- Что даёт ребятам участие в математических олимпиадах?
- Многое. Это профессиональная подготовка, возможность общения с ребятами со всей страны. Для многих детей 12-15 лет очень важна соревновательная составляющая. Им хочется проверить себя, свои знания, посоревноваться со сверстниками. Поэтому олимпиады для школьников становятся всё более популярны. Как и любое состязание, олимпиада по математике требует от участника не только хорошей математической подготовки, но и психологической устойчивости, быстроты мышления. С точки зрения скорости мышления, олимпиада - это соревнование спринтеров, а этим качеством обладают далеко не все. Если бы математические олимпиады проводились во времена великого немецкого математика Давида Гильберта, то вряд ли бы он был в числе победителей. Так что неудача на олимпиаде - не свидетельство отсутствия способностей у ребёнка.
Поддержать одарённых
- Несколько лет назад в интервью вы сказали, что в России серьёзные проблемы с подготовкой инженерных кадров. Так ли это сейчас?
- За последние годы на глазах меняется отношение к инженерному образованию.
Во многих школах стали появляться профильные классы инженерной направленности, набирает популярность олимпиада НТИ, большое внимание уделяется математическому образованию. В России реализуется «Концепция развития математического образования», в регионах создаются центры по работе с одарёнными детьми.
С этого года на базе шести университетов открываются научно-образовательные математические центры. Один из них - Кавказский математический центр на базе АГУ, создаваемый совместно с научной командой МФТИ. Его задача - соединив все уровни, от школы до аспирантуры, поднять математическое образование и исследования в области математики в регионе до мирового уровня.
- Но если всё так хорошо, почему остаётся актуальной проблема «утечки мозгов»?
- Тут две проблемы. Первая - «утечка мозгов» из России. Решить её можно, создавая талантливым молодым учёным комфортные условия для работы и обеспечивая достойный уровень заработной платы. При этом есть немало молодых и очень талантливых математиков, которые не хотят уезжать и активно работают в России.
Другая проблема - «утечка мозгов» из регионов в столичные центры. Если посмотреть на число выпускников школ, которые ежегодно уезжают из регионов в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, картина складывается не радужная. Мы надеемся, что создание научно-образовательных математических центров будет способствовать решению проблемы «утечки мозгов» из регионов.
Минусы и плюсы ЕГЭ
- Сегодня на рассмотрении Госдумы находится законопроект об отмене ЕГЭ. Ваш взгляд на проблему?
- Я не являюсь страстным поклонником ЕГЭ, но в таких проектах, как законопроект об отмене Единого госэкзамена, мне видится больше популизма, чем рациональных предложений. Содержательную критику ЕГЭ услышишь не часто. При этом всё время вспоминают советскую систему экзаменов. Хотя уже в середине 90-х выпускные экзамены во многих школах превратились в профанацию.
Существовала и проблема коррупции при поступлении в некоторые вузы.
В этом смысле очевидный плюс ЕГЭ - возможность выбора вуза по итогам экзамена. Качество вариантов, например, по математике, стало довольно высоким. А в последние годы удалось добиться честности проведения ЕГЭ.
У единого госэкзамена, на мой взгляд, остались две серьёзные проблемы - стресс, в котором оказывается школьник, и то, что весь учебный процесс в школе ориентирован на сдачу теста. По его итогам судят о работе учителя и школы. Тут надо что-то делать. Конечно, ЕГЭ не является идеальной системой, но пока никто не предложил более эффективной, соответствующей сегодняшним реалиям замены.
Дауд Мамий.
Родился в 1965 г. в Майкопе. В 1987 г. окончил механико-математический факультет МГУ им. М. Ломоносова, в 1990 г. - аспирантуру. С 1991 г. преподаёт на факультете математики и компьютерных наук АГУ. С 1999 г. - декан факультета.
С 1998 г. - директор Республиканской естественно-математической школы (РЕМШ). Кандидат физико-математических наук.