Майкоп, 17 июня – АиФ-Адыгея. «Когда спрашивают, почему сегодня в культуре много скандалов и склок, я отвечаю - их не больше, чем в политике. В театре – интриги, а в политике далеко не театральные трагедии», – говорит Аслан Нехай.
День независимости России в Адыгее отмечают с душой. В 1992 г. национальные регионы получили право на самоопределение, которое стало возможным с обретением демократических свобод. Изменилась ли культура так, как национальное самосознание?
«Свой нерв»
Аргументы и Факты – Адыгея: – Аслан Касимович, по свидетельству российских историков музыкального искусства, вы – единственный национальный композитор, который в 80–е годы написал оперу. Что подвигло на такой труд?
А.Н.: – Чтобы народ ощущал себя нацией, ему нужна высокая культура и академическое музыкальное искусство. Опера – это новая ступень в развитии национального самосознания. Я учился композиторскому искусству уже будучи зрелым человеком и музыкантом. У меня был собран богатый музыкальный материал, требовалось только найти сюжет. Я был уверен – опера нужна моему народу.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Вы взялись за сочинение национального эпического произведения, а звучит опера на русском языке?
А.Н.: – В Адыгее нет столько певцов, которые смогли бы спеть все партии на родном адыгском языке. Я закончил её в 1983 году – это была моя дипломная работа в Тбилисской государственной консерватории, и в постановке на русском языке могли петь певцы разных национальных театров.
Аргументы и Факт – Адыгея: – Поэтому выбрали классический для всех сюжет – борьба за независимость? А что такое для вас День России?
А.Н.: – Сюжет основан на реальных исторических событиях в Адыгее конца XVII века. Наверное, борьба людей за достойное существование – вечная тема. Советский Союз, по большому счёту, был империей. Было в той жизни что–то унизительное. Те же очереди, когда приходилось доставать приличную одежду, еду для семьи. Даже хорошую литературу получали из–под полы. Это длилось годами. Поэтому образование нового Российского государства мы встретили овациями! За ним пришло новое национальное самосознание, даже государственное мышление в автономные республики. И полная свобода! При советском строе, чтобы организовать какой–то свой ансамбль, нужно было просить разрешения в крайкоме партии в Краснодаре, или ехать в минкультуры в Москву. Например, симфонический оркестр мог позволить себе только город–миллионник, а у нас во всей республике живёт около 460 тыс. человек. Но свобода принесла и очередную зависимость. Сегодня содержи хоть десяток оркестров, если есть на что. Но можем ли мы пользоваться этой свободой?
Аргументы и Факты – Адыгея: – Нет денег? Богатые люди не жертвуют на развитие национального искусства?
А.Н.: – Очень богатые не жертвуют. На постановку оперы из бюджета Адыгеи было выделено 1,5 млн рублей на всё – декорации, костюмы, зарплаты артистов. Сыграли два премьерных спектакля и всё. Денег больше нет. Это – система. В прошлом году в Майкоп впервые приехал ансамбль танца России «Берёзка» – это же классика жанра, они гениально работают на сцене! Но на их концерт мы еле собрали ползала зрителей.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Национальное искусство потерялось в рыночной экономике?
А.Н.: – Нам говорят – зарабатывайте. Мы бы рады! Но на массовый концерт в День Майкопа какой–нибудь московской «звезды» тратят десятки тысяч долларов, а свои артисты в том же концерте получают копейки. Так же нельзя! Союз композиторов развалился, когда в него стали принимать всех популярных людей подряд, без музыкального образования. Сегодня нет системной государственной политики в идеологии, а это – образование и культура. Поэтому нет и национальной идеи в масштабе страны. Богатые люди даже в Адыгее часто имеют двойное гражданство, например, в Швейцарии. Но нет внутренней потребности делиться со своим народом, как это делали когда–то российские купцы Третьяков, Мамонтов и другие. Почему–то купить футбольную команду более почётно, чем духовой оркестр для своего города.
В ладу с собой
Аргументы и Факты – Адыгея: – В культуре столько скандалов, которые, возможно, отпугивают меценатов?
А.Н: – В культуре есть интриги, всегда были. А в политике за партию «соло» могут выбросить на улицу, а то и посадить за решётку. Я не помню случая, чтобы в последние 20 лет кто–нибудь из деятелей культуры за неё же пострадал, за идеологию. Раньше «грешили» на цензуру в стране, но появлялись классики. Сегодня цензуры нет, но и великих творений нет. XXI век оказался вообще непродуктивным для искусства?
Аргументы и Факы – Адыгея: – А феномен успеха «кавказских шлягеров» во всей России? В чём он?
А.Н.: – Молодёжь имеет право работать. Я говорю о власти – должен быть паритет между академической, профессиональной музыкой и «попсой». Свободу мы восприняли как вольность, типа: «Танцуют все!». И это активно навязывается – каждый день люди слышат халтуру по радио, по телевидению. Особенно это касается республик Северного Кавказа, где популяризация «национальной» темы давит на сознание, оболванивает людей.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Раньше популярная музыка была не в чести, поэтому хотелось свободы!
А.Н.: – Этих ребят приглашают на свадьбы, юбилеи и национальные праздники, оплачивая большие гонорары – это модно. Профессиональным певцам и музыкантам такое и не снилось. В молодости я работал в Майкопе в ресторане многие годы, играл джаз – лёгкую музыку. Но даже в ресторанах брали на работу только профессиональных музыкантов. Мы не так поняли свою свободу, буквально – теперь можно голым выйти на сцену. Феномен «кавказской песни» в России в том, что эти ребята имеют больше возможностей раскрутиться на частных тусовках.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Вечные вопросы искусства: как быть и что делать?
А.Н.: – Мой друг, художественный руководитель «Кубанского казачьего хора» Виктор Захарченко является членом Общественного совета по культуре при президенте России, и не раз поднимал эти вопросы. Но пока ничего не двигается. Вы знаете, что сегодня происходит в культуре, скажем, Хакассии или Татарстана? Нет. Потому что их нет на госканалах радио и телевидения. Я спрашивал министра культуры России – почему? У нас более 80 регионов, но что в них происходит, мы понятия не имеем. У нас огромное количество каналов, но среди них нет национальных, которые были бы связаны с регионами, их культурой, образованием, музыкой, литературой. Ну, не криминальными же новостями жив человек! Связь национальных культур укрепляет Российскую государственность.