10 марта Адыгея отметила День Конституции. В 1995 году был принят основной закон, определивший статус развития молодой республики. Спустя 17 лет другая дата - 4 марта - заметно отодвинула день принятия основного закона в информационную тень.
Выборы стали главным событием наступившего года, а послевыборный шлейф ещё долго будет оставаться главным «ньюсмейкером». О том, что для нас значит основной закон, и какие перспективы нарисовало волеизъявление народа 4 марта, говорит председатель Молодёжного парламента Адыгеи Руслан НАТАХ.
Кадровый лифт
- 10 марта в Адыгее отмечался День Конституции. Вам не кажется, что как федеральный, так и региональный - праздник проходит практически незамеченным?
- Да, действительно, люди в большинстве своём, как правило, не отмечают этот праздник. Они, собственно, и не считают его таковым. А причина, пожалуй, в том, что, как мне кажется, у нас в стране вообще не сложилось такой традиции - отмечать День Конституции. Причём как российской, так и региональных - думаю, что такая тенденция характерна абсолютно для всех субъектов России. С другой стороны, теперь ведь это даже не «красный день календаря».
- Вы не считаете, что несколько небрежное отношение к Конституции, в части «кто о ней вообще что-то знает», незаметно форматируется в вольное трактование других законов?
- Мне кажется, что всё же отношение к Конституции более равнодушное, но только по причине того, что с нормами основного закона люди в повседневной жизни практически не сталкиваются. В нашей стране, в нашем обществе принято, чтобы законами занимались законодатели с одной стороны и судьи, адвокаты, юристы и правозащитники с другой. У нас только начинает развиваться институт общественного обсуждения законов, причём как минимум на Интернет-ресурсах. Но это свидетельствует о том, что уровень правовой грамотности населения начинает приобретать позитивный оттенок, и парламентская система России выходит на новый уровень, и не считаться с этим уже нельзя.
- Вы возглавляете Молодёжный парламент Адыгеи. Этот институт - своеобразный кадровый резерв, желание самовыразиться на высокой трибуне или возможность действительно принести пользу?
- Молодежный парламент это конечно же кадровый институт. Точнее, мы его развиваем как кадровый институт. А вот его отличие от кадрового резерва, как некого запасника кадров, в том, что никто не дает членам Молодежного парламента «талона» в кадровый лифт. И если член Молодежного парламента захочет действительно чего-то добиться, ему предстоит работать с молодёжью, получить результат, причём положительный результат. Вот тогда можно будет говорить и о пользе.
- Сколько кандидатов на места в Молодежном парламенте?
- В Молодежном парламенте последнего созыва на 30 мест претендовало около 50 человек. Это были совершенно разные люди - от молодых предпринимателей, молодых специалистов, работающих в области образования, здравоохранения, культуры, служб ЖКХ и до студентов. Хотелось бы отметить, что конкурсный отбор в Молодежный парламент при Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея проводится впервые. Это был конкурс социально значимых проектов, в конкурсе могли принять участие молодые люди от 18 до 30 лет. Таким образом среднестатистический парламентарий «помолодел» и, нужно сказать, что сейчас в Молодежном парламенте больше людей, которые работают в социальной сфере, каждый день общаются с людьми, знают и понимают их настроения. Уход от делегирования членов Молодежного парламента к конкурсному отбору - результат согласованных действий молодежных парламентариев и депутатов Госсовета. Процедура выбора председателя парламента не изменилась - на первом же заседании члены Молодежного парламента сами выбирают спикера.
- Вы избирались спикером Молодёжного парламента дважды?
- Да, мой первый опыт председательства пришёлся на второй созыв Молодёжного парламента. В третьем созыве также была поддержана моя кандидатура.
- Тогда кому как не вам дать оценку того, кто и на сколько сроков должен избираться?
- Таких оценок я давать не буду, а что касается Молодёжного парламента, то двух сроков в качестве председателя лично мне вполне хватит. На третий срок я свою кандидатуру точно не буду выставлять. Я работал в Молодёжном парламенте самого первого созыва как рядовой депутат, думаю, что и в четвертом созыве с меня хватит этого статуса. Четыре года председательствования, по-моему, вполне достаточно, с учётом двухгодичной работы каждого созыва Молодёжного парламента.
- Вам не кажется, что если работа или решения Молодежного парламента не находят места в жизни, то его деятельность превращается в фикцию? Можете навскидку сказать, какие решения были воплощены в жизнь?
- Если говорить об официальных решениях, принимаемых на заседаниях Молодежного парламента, то далеко не все нашли место в жизни. Но это не значит, что они были просто похоронены. К примеру, в свое время мы писали проект закона о статусе студентов. В итоге он так и не был направлен в Государственную Думу, но спустя год студенты одного из вузов представили его Владимиру Путину. Проект получил дальнейшее продолжение. Подобные случаи не единичны, и это говорит о том, что Молодежный парламент может создавать актуальные проекты. Кроме того, мы общественная структура и не работаем за деньги, поэтому никто ничем, кроме собственных амбиций и желания заниматься общественной работой, не рискует.
Выбор перемен
- Как бы вы оценили итоги выборов 4 марта с точки зрения участия в них молодёжи?
- Мне трудно говорить об уровне участия молодежи в выборах, для этого нужно изучить социологию прошедшей выборной кампании. Но в нашем регионе, я имею в виду юг России, молодежь очень не просто относится к выборам. Если молодым людям, впервые голосующим, интересно пойти на выборы, то тем, кому чуть больше 20 лет, это уже менее интересно. И интерес голосовать возвращается ближе к 30 годам.
Я думаю, что участие в выборах 4 марта приняло большое количество молодых людей, и проголосовали они так, как хотели проголосовать. Плюс ко всему, многие наблюдали за тем что происходит на избирательных участках через интернет. В этом смысле это было что-то новое. И участников выборов стало больше - к уже имеющимся присоединились молодые «интернет-наблюдатели». Пусть не все из них голосовали, но то, что они проявили интерес к акции, уже заслуживает внимания - это армия завтрашних избирателей.
А что касается разговоров о легитимности выборов… Знаете, по-моему, достаточно посмотреть на процент набранных Путиным голосов, и всё станет ясно. Понятно же, что подавляющее большинство населения страны поддерживает его!
- Вернёмся к Конституции - шестилетний президентский срок стал возможен после внесения изменений в основной закон. Вам не кажется неправильным, что Конституцию легче поправить, чем неукоснительно соблюдать?
- Я согласен с позицией, что закон един для всех, и его нужно соблюдать. Но я также считаю, что нужен и институт изменения закона, даже основного, ведь время и люди не стоят на месте, а закон должен отражать существующую реальность. Но это в общем, а в частности, вопрос актуальности внесения последних изменений в Конституцию остается открытым. Во всяком случае судя по тому, как общество реагирует на последние события.
- В последнее время общество вообще реагирует достаточно смело.
- Новому президенту придется разобраться со старыми проблемами, поразившими наше общество, но, видимо, иными способами, меняя и кадровую политику, и систему исполнения контроля и надзора, потому что общество недвусмысленно дало понять, что хочет позитивных перемен и готово к этим переменам.
ДОСЬЕ
Руслан Натах родился в 1985 году в поселке Тульском Майкопского района. С отличием закончил юридический факультет Адыгейского госуниверситета. Основная работа - помощник ректора МГТУ. Председателем Молодежного парламента при Госсовете-Хасэ РА избран на второй срок.