Нейтральная полоса
Кавказский государственный природный биосферный заповедник (КГПБЗ) находится на территории трех субъектов России - Краснодарского края, Адыгеи и Карачаево-Черкесии и относится к ведомству министерства природных ресурсов РФ. Однако самая большая его территория относится к ведению нашей республики. Это значит, что все, что в нем живет - флора и фауна – наше достояние?
– Федеральный закон № 33 от 14 марта 1995 года создал вокруг заповедников и заказников России так называемые буферные зоны. Это - «зона покоя» шириной в один километр, которая опоясывает заповедные места. В ней повсюду расставлены предупредительные знаки для людей о том, что они могут нарушить границу заповедника, что территория уже фактически находится под охраной государства, а это влечет правовую ответственность, - говорит старший госинспектор опергруппы Кавказского заповедника МПР РФ Ислам Магомедов.
По мнению Магомедова, закон очень нужный и правильный, и действует он во всей стране, кроме нашего региона. Работники МВД, прокуратуры, судьи с большим вниманием относятся к материалам, которые им предоставляют госинспекторы - о нарушениях на территории заповедника. К тем, кто без должного почтения относится к закону, растениям и зверью, они готовы применять силовые меры. Но сама законодательная база «хромает на все четыре лапы», поскольку буферная зона в Адыгее превратилась в оазис далекий от покоя.
Чайком балуемся
Сборщикам трав, которых здесь с наступлением поры цветения растений инспекторы насчитывают прямо-таки сотнями в день, не объяснить, что эти растения в буквальном смысле дорогие.
- Они не только занесены в «Красную книгу». Это - эндемики, которые растут здесь и ценны своей уникальностью. Именитые профессоры, биологи платят большие деньги за дорогу, чтобы приехать на несколько дней и поработать в Кавказском заповеднике, - говорит Ислам.
Но эндемики собирают, чтобы с особым смаком заварить в чайнике. Травяные чаи сегодня - самый популярный способ самолечения. Вера в суперисцеление от всех абсолютно болезней - то, на чем травнику можно сделать солидный собственный доход. Например, по словам жителей лесной части Майкопского района, до 90-х годов за сезон работы на травах можно было купить автомобиль. Между тем, в советские времена в Адыгее были не только заготовители и заготовительные конторы, но и совхозы по выращиванию лекарственных трав.
В прошлом году в КГПБЗ, по словам Магомедова, было совершено таких нарушений закона на 1,5 млн руб. Одно из самых дорогостоящих для флористов-браконьеров растений - рускус (иглица колхидская). Его ветки обходятся штрафом от 300 до 800 рублей.