Примерное время чтения: 9 минут
116

На «Горную битву» в Адыгею съехались рыцари со всей России.

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ- АДЫГЕЯ 27/07/2011

На поляне, у 74 км южнее Хамышков - звон мечей и алебард. Ритм барабанов и зов волын. Мир вольных стрелков и философов-друидов, прекрасных лучниц и людей боя. В Республике Адыгея прошел первый фестиваль военно-исторической реконструкции «Горная битва-2011».

Как попасть в историю

23 июля даже в горах Майкопского района столбик термометра превысил отметку в 30°С, но это не повлияло на боевое настроение участников фестиваля и любопытство его многочисленных зрителей. Да и кому неинтересно побывать на рыцарском турнире или послушать менестрелей в средневековой таверне? Тема фестиваля - Европа, Азия и Русь XII-16 веков. «Градус» энергетики, драйва и средневекового колорита начинал зашкаливать уже на въезде, бдительно охраняемом современной полицией и стражником-швейцарцем XVI века, который встретил нас у фестивальной поляны и тут же потребовал припарковать машину вне ее территории. Оно и понятно: здесь неуместны рев моторов и звуки мобильников.

Поучаствовать в фестивале приехали 64 человека - члены клубов исторической реконструкции Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской области, Минеральных вод, Геленджика, Новороссийска, Горячего Ключа. На поляне уже с 5 утра все находится в движении. Мимо средневековых шатров проплывают зажиточные горожанки Франции XVI века, крестьянки с глиняными кувшинами бегут к роднику за водой (глоток воды из рук любимой в перерывах между сражениями - мечта каждого воина), верденские рыцари и пехотинцы Бургундии конца XIV века до блеска начищают латы, кельты-друиды в бело-голубых нарядах разводят костер и по традиции украшают свой шатер душистыми травами, менестрели заполняют пространство между гор пленительными звуками жалеек, волынок и флейт. Несколько шагов - и мы попадаем в историю.

Картошка - под запретом!

В лагере действует строгий запрет на современные вещи и некоторые привычные продукты. Шатры и юрты - из войлока и мешковины, вместо кроватей - обычное сено и бараньи шкуры, пища готовится только на костре, а средневековая одежда выполнена исключительно из натуральных тканей: шерсти, льна, хлопка. Поэтому в своих джинсах и футболках на фоне средневековых одежд атрибутов мы выглядим, мягко говоря, простовато, без изюминки.

- А что вы хотите? Только на пошив платья простой французской крестьянки XV века уходит от трех недель до года. Я выбрала этот костюм, потому что чисто эстетически мне понравились гравюры того времени с изображением сценок из крестьянской жизни. Беда в том, что сегодня сложно достать натуральные, лучше домотканные материи. А вот красим мы их сами - по древним рецептам. Правда, костюм дворянки лично мне не по карману - парча, бархат, шелк, не говоря уже об аксессуарах: поясах, пряжках, бусах, других украшениях, стоят недешево. Но когда надеваешь средневековый костюм, даже чувствуешь себя по-другому. Особенно если фестивали проходят в замках Белоруссии и Выборга. Благодаря этому увлечению, я освоила шитье, пение, танцы, даже игру на средневековых инструментах. Хорошие манеры здесь тоже обязательны, - рассказала Евгения Агафонова, член Ставропольского клуба исторической реконструкции «Южная застава». Все участницы фестиваля - отменные кулинары. Могут зажарить кабанчика на вертеле, приготовить чечевичную похлебку. А пиво, эль, вино и яблочный сидр по старинным рецептам - напитки эксклюзивные, их делают сами и привозят на пробу. На фестивале свободно обходятся без картошки, помидоров, огурцов - об этих овощах средневековая Европа узнала много позже.

Мечом и щитом

Пока женщины занимаются обустройством домашнего очага, мужчины, как и повелось веками, меряются силами в поединках и на бугуртах.

Это самая зрелищная часть фестиваля - когда отряды рыцарей сходятся в жестоком сражении. Оружие и доспехи - точные копии тех, в каких выходили на поле битвы средневековые воины. Перед штурмом импровизированной крепости воины-русичи, рыцари и пехотинцы Бургундии, кельтов, Швейцарии демонстрируют зрителям свою сложную экипировку. Здесь важна каждая деталь. За основу костюма швейцарской пехоты взяты доспехи верденского рыцаря: левонский меч-фальшон, перчатки, налокотники, наколенники, нагрудник, шлем с забралом, именуемый бацинетом. Все это весом от 20 кг и более. Из листовой стали. По точным описаниям исторического исследования Бенгта Тордемана «Доспехи из битвы под Визби, 1362 г.».

- Эти доспехи наиболее просты в изготовлении и практичны. Они имеют геометрические формы. Не нужно обладать большими познаниями в кузнечном деле для их изготовления. Кроме того, в XV-XVI веках такие доспехи были самыми распространенными среди пехотинцев. Если же говорить о рыцаре, то за основу его костюма наш клуб взял доспехи графа фон Марча из музейной коллекции итальянского замка Чурбурга. Вес их достигает 27 кг. На изготовление уходит от месяца до года, стоит до 50 тысяч, надевается в течение получаса, - рассказал оружейник Адыгейского филиала клуба исторической реконструкции «Берн» Дмитрий.

Битвы XV века отличались подвижностью. В это время пехотинцев не заковывали в латы. Бойцы предпочитали скорость и выносливость. Это сказки, что рыцари средневековья были неповоротливы - их костюмы доказывают обратное. Для сравнения: современный бронежилет весит 12 кг, а рыцарская кираса - всего 8. - Не скажу, что носить средневековые латы тяжело - это уже привычка. Сложней всего привыкнуть к жаре. Поэтому самый приятный момент наступает после боя, когда снимаешь доспехи, - улыбается Александр, «боярин» XVI века, в XXI-м – индивидуальный предприниматель. Воины стремились уклониться от удара, а не получить его. От ударов топором или мечом и сегодня «штурмовиков» и «защитников» крепости спасают кованые шлемы, причем их толщина не меньше полутора миллиметров, иначе выходить на поле боя просто опасно. Щиты использовали и для захвата оружия противника. А удар топора пробивал щит. Двумя ударами можно было обезоружить противника. В ход пошли даже палки - орудия крестьян.

Именно так на этот раз русичи «побили» рыцарей и взяли крепость. Но банальными стычками реконструкторы не ограничиваются. Самых сильных воинов выявляют на рыцарских турнирах. Свою меткость можно было проверить не только на мечах, но и на копьях и в стрельбе из арбалетов и луков. Есть в рядах воинов и прекрасная половина человечества. - Мне особенно нравятся соревнования лучников. Лук - мое оружие. Я это поняла сразу, как только взяла его в руки. Он словно «продолжение» меня. Поэтому и стрелять научилась за полчаса, будто всегда умела, - улыбается Оксана, лучница «Южной заставы».

Поет таверна для героев

А какое сражение без победы и рассказов о славных подвигах в уютной средневековой таверне «Лошадиная голова»? Сытно поесть, в том числе и национальные адыгские блюда: щипс, пасту, чуреки, поднять кружку эля и вина за победу, сплясать с красоткой джигу - вот они, простые радости неспешной жизни средневековья. Атмосферу легендарного Камелота удачно дополнили средневековая музыка и этнические мелодии британских островов и Франции в исполнении менестрелей фолк-группы «Требушет» из Новороссийска. Звуки ритуальных дункаров - морских раковин, средневековых волынок, жалеек и барабанов, обертоновой скандинавской флейты сельефлет, выполненных лучшими мастерами Германии и Галисии Юргеном Россом, Давидом Гарсией.

Некоторые инструменты музыканты делают сами. На «Горной битве» их торговая лавка пользовалась большой популярностью. - Мир старинной музыки огромен. Играть на средневековых инструментах мы научились сами. Сотрудничаем с музеями Европы, центрами старинной музыки, которые с нами делятся партитурами средневековых мелодий. Кроме того, мы сами делаем камыли и играем адыгскую старинную музыку. Себя я считаю учеником знаменитого мастера Адыгеи Замудина Гучева, - рассказал Антон Платонов.

Белые одежды

Шатер кельтских друидов виден издалека. Бирюзовый - цвет неба, белый - ордена друидов, жрецов и поэтов кельтского народа. У них и одежды такие. И по традиции - весь шатер украшен душистыми травами. Наталья, Андрей и их четверо детей - это семейный клуб «Кельтика» из Горячего Ключа, они реконструируют Западную Британию XIII века. Наталья, по профессии журналист, по призванию - историк, увлекается археологией Кавказа. Недавно увидела свет ее новая книга, посвященная влиянию Византии на культуру кавказских народов. Андрей - свободный художник. - Мы уже пятый год не только на фестивалях, но и в жизни стараемся следовать психологии друидов. Они умели жить с природой в гармонии, которую современные люди растеряли. Природа кормила и врачевала. Только оглянитесь вокруг: целая аптека! Сегодня мы собрали душицу, мяту, я приготовила узвар из трав и сухофруктов - вкусно и полезно. А так едим сушеное мясо, орехи, бездрожжевой хлеб. Все готовим на вашей замечательной родниковой воде. И спокойно обходимся без часов - живем по цветочному календарю друидов: в 6 утра расцветает цикорий, к полудню распускается одуванчик, к 7.00 бутоны закрываются.

Сейчас мы открыли студию творчества, где обучаем детей искусству живописи и краеведению, занимаемся собирательной археологией. Одним из раритетов нашей коллекции стала сабля XVI века, которую Андрей нашел в собственном огороде, когда закладывал фундамент пристройки. А у берегов Белой я уже на фестивале нашла фрагмент старинной керамики. Богата наша земля, но нельзя оставаться на ней лишь потребителями. В каждой эпохе надо оставаться собой, - рассказала Наталья. По словам руководителя Адыгейского филиала клуба «Берн» Мурата Аутлева, никто не предполагал, что фестиваль военно-исторической реконструкции соберет такое количество зрителей. И то, что «Горная битва» станет ежегодной, - уже ни у кого не вызывает сомнения. Вечером лагерь для туристов закрыли. Но по признанию реконструкторов, время, проведенное у ночного костра, ничуть не уступает битвам дня.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах