Этим летом в аулах Теучежского района республики хоронили сразу троих парней, не доживших до 25 лет. Еще четверо участников того же ДТП находились в больнице, в крайне тяжелом состоянии. Эти события стали моральным ударом для семей - погибли ребята 17,21 и 22 лет. Трагедия потрясла всех жителей республики, которые хотя бы слышали о происшедшем. Однако ЧП на трассах Адыгеи продолжились.
Этот случай заставил принимать социальные меры - руководители полицейских структур, исполнительной власти обратились к советам старейшин с просьбой о помощи. Еще в январе 2011г. в Адыгее создана специальная комиссия по безопасности дорожного движения, которую возглавил премьер-министр Адыгеи Мурат Кумпилов. Анализ ситуации, сложившейся в последнее время, эффективность работы дорожной полиции и оценка общественности таких масштабных мер - эти и другие вопросы были рассмотрены за «круглым столом» в редакции еженедельника «АиФ - Адыгея».
Оставить в живых
Алий ЧИНАЗИРОВ, начальник Управления ГИБДД МВД по РА, полковник полиции:
- Сразу отмечу - в сравнении с 2010 годом количество происшествий на дорогах Адыгеи уменьшилось на 27 ДТП, погибших - на 17 и раненых - на 57 человек. Однако количество дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей остается достаточно высоким.
Главная проблема, о которой мы сегодня должны говорить, наверное, неустанно - тяжесть последствий дорожных аварий. Если в других регионах, по среднестатистическим данным, в ДТП погибает один и один-два человека получают травмы, то в Адыгее практически в каждом ДТП - от двух до пяти пострадавших. А причины таких жертв в традициях, которые приводят к печальным последствиям, - ездить группами. В каждой машине оказываются 2-4 пассажира, а выезжают на трассу часто колонной в несколько машин. В свадебных кортежах - от десятка и больше машин двигаются в одном направлении, не соблюдая скоростной режим и практически не оставляя шансов для маневра другим водителям. Вот такие кортежи приносят нам колоссальные жертвы!
Другая причина - превышение скорости. Приведу примеры, к каким последствиям это приводит. Сегодня рано утром в Тахтамукайском районе в очередном ДТП пострадали двое братьев из одной семьи, оба в очень тяжелом состоянии. В Теучежском районе недавно погибли молодые - муж и жена, которые не прожили вместе и двух лет. Как избежать таких жертв?
Силами одной дорожной полиции не получится. Управлением ГИБДД по Адыгее проводится множество рейдов с привлечением дорожной авиации, дополнительных сил ДПС. Дороги усилены оборудованием фотовидеофиксации, внедряются новые программно-технические средства. Но все это не может вернуть людей к жизни.
Кто виноват?
Еще одна беда - равнодушие. Мы не можем призвать всех стать инспекторами дорожного движения, но если кто-то становится очевидцем нарушений и при этом считает, что его это не касается, он становится соучастником событий, подчас непоправимых. Ситуация действительно требует жестких мер осуждения, общественного резонанса. Часто случается так, что в Управление ГИБДД звонят взрослые - разве только мой сын виноват? Предъявляют требования «не оформлять», не применять санкций. Таких родителей сегодня, к сожалению, много.
Еще одна причина, которая не может не вызвать горького сожаления, - алкоголь. Он лишает страха и чувства самосохранения. Не только пиво, различные слабоалкогольные и энергетические напитки заставляют человека «отпускать тормоза». Поэтому мы обратились к общественности с предложением: если вы, взрослые, знаете, что кто-то из молодых людей в вашем ауле, станице или городе постоянно катается без дела и при этом «лихачит» на дорогах, давайте принимать совместное решение, вплоть до требований на время отстранить от вождения. Из всех погибших в ДТП на дорогах Адыгеи, 70% составляет молодежь до 30 лет. За 9 месяцев 2011 года 2 тыс. водителей задержаны патрульными ДПС за управление автомобилем в нетрезвом виде. Из них 900 раньше уже были лишены за это водительских прав судом, но снова садятся за руль, приняв дозу алкоголя.
Но эта статистика, по мнению специалистов УГИБДД, не отражает реальной картины. В сельских населенных пунктах, на местных дорогах у водителей больше возможностей остаться незамеченными инспектором, объехать пост окольным путем. Патруль ДПС находится на том участке трассы, где чаще происходят ДТП. На таких же опасных местах выставляются камеры фотовидеофиксации. Однако есть факты, когда местные жители камеру разбивали и даже расстреливали из охотничьего ружья.
Дети и взрослые
В этом году в Адыгее произошло 27 ДТП с участием детей. Анализируя эти происшествия скажу, что в 12 случаях дети были пассажирами транспортных средств, в остальных - оказывались на проезжей части дорог без присмотра взрослых. Это тоже стало сегодня серьезной проблемой для нас - равнодушие и невнимательность к малышам, которым разрешают быть слишком самостоятельными.
В Управлении ГИБДД по Адыгее принято решение об установке информационных баннеров вблизи каждого детсада, школы, детских учреждений. Мы стараемся оборудовать дороги вблизи школ так называемыми «лежачими полицейскими», дорожными знаками, соответствующей разметкой. Требуем и от глав администраций МО соблюдать соответствующий времени года режим уличного освещения. Не надо экономить на жизни и здоровье жителей республики! Но руководители власти местного самоуправления не всегда об этом задумываются. Этой осенью даже в столице Адыгеи только после вмешательства Госавтоинспекции практически на месяц позже было отрегулировано уличное освещение. Поскольку переход на зимнее время был отменен на государственном уровне, о том, что на улице становится темно не в 20 часов, а на час раньше, власти города не обратили внимание. В результате мы получили «вал» травматизма пешеходов. И только после этого уличное освещение в Майкопе стали включать на 1,5 часа раньше.
Во всём мире общепризнано, что превышение установленного ограничения скорости движения является основным фактором тяжести ДТП, включая гибель людей. По оценкам зарубежных и российских специалистов, от 30 до 60% водителей превышают установленные ограничения скорости. Четкая связь между скоростью движения, количеством ДТП, числом погибших и раненых доказана результатами многочисленных научных исследований. Скорость влияет как на вероятность возникновения ДТП, так и на тяжесть их последствий. Снижение скорости транспортного потока на 1 км/ч ведёт к уменьшению количества ДТП на 3%. Число пострадавших при этом значительно сокращается.
Существуют различные методы, с помощью которых обеспечивается соблюдение скоростного режима. Для российского водительского менталитета традиционно самым эффективным «методом воздействия» остаются полицейские на дорогах. Но к каждому водителю и пешеходу невозможно приставить полицейского или патруль ДПС. В результате к ответственности привлекается лишь незначительная часть нарушителей. Использование передовых технических средств, по мнению большинства специалистов, увеличивает контроль скоростных режимов движения и воспитательный процесс. Поэтому в Управлении ГИБДД по РА открыто совершенно новое отделение - центр автоматической фиксации административных правонарушений дорожного движения. В ближайшее время центр начнет полноценную работу.
С момента вступления в силу закона о полиции и после завершения аттестации в МВД по РА, которую прошли все сотрудники, включая Госавтоинспекцию, в Управлении ГИБДД по Адыгее работа практически перестроена. Инициатива широкого обсуждения дорожных проблем с привлечением руководителей исполнительной власти и общественности в редакции «АиФ - Адыгея» принадлежит также руководству УГИБДД по РА.
Такой подробный анализ ситуации на дорогах республики, по мнению начальника дорожной полиции республики, должен заставить людей задуматься - почему в мирное время молодые работоспособные жители Адыгеи гибнут на дорогах? Цифры увечий и смертности сравнимы разве что с потерями в боевых действиях!
«Золотой час»
Натэлла ЧЕУЖЕВА, заместитель министра здравоохранения РА:
- Увеличение дорожно-транспортных происшествий в республике, безусловно, волнует врачей и медицинских работников. Серьезную обеспокоенность вызывает увеличение числа пострадавших в ДТП, которые доставляются в клиники в тяжелом состоянии. Увеличение тяжелых травм - а это на 25 случаев больше, чем в прошлом году, то есть практически на четверть, как уже отмечалось, очень серьезные последствия для здоровья людей. Особо подчеркну: почти половина доставленных в травматологические отделения пострадавших на дорогах - дети! И здесь важную роль должны играть педагоги школ и сотрудники ГИБДД - обучать детей правилам поведения на дорогах.
Почему мы столкнулись с проблемой тяжелых последствий в ДТП? Кроме уже названных причин, скажу: оказавшиеся очевидцами ДТП люди не умеют правильно оценить характер травм и оказать необходимую помощь пострадавшему. Раньше оказанию первой помощи обучали на уроках по начальной военной подготовке в школах. Сегодня такой раздел входит в программу предмета «Основы безопасности жизнедеятельности человека», но этого слишком мало.
Поэтому в Адыгее при республиканском Центре медицины катастроф минздравом РА был создан специальный обучающий класс. С 2009 г. Адыгея также включилась в целевую программу безопасности дорожного движения, в соответствии с которой в республике открыты 7 специализированных травмацентров так называемого третьего уровня - при муниципальных клиниках, расположенных вблизи федеральных и республиканских трасс. Они были необходимы, поскольку тяжело травмированного человека можно спасти при условии, что необходимая медпомощь ему будет оказана в течение часа после ДТП. Травматологи называют этот час жизни «золотым»!
Майкоп, в котором есть травматологический центр первого уровня, где оказывают уже высококвалифицированную помощь, находится слишком далеко от наиболее опасной федеральной трассы М-4 «Дон». По данным минздрава РА, в Тахтамукайском и Теучежском районах происходит наибольшее количество ДТП, в которых пострадавшие получают травмы, не совместимые с жизнью. Для того, чтобы извлечь пострадавшего из разбитого автомобиля, требуется помощь спасателей, которые добираются к месту аварии из Майкопа. Иногда нам действительно не хватает этого «золотого часа». Поэтому, я считаю, что Адыгее необходимо дополнительно создать мобильную спасслужбу в удаленных районах. Кроме этого, для обучения школьников и студентов азам медпомощи необходимо проводить специальные уроки в классе Центра медицины катастроф.
Час-пик
Геннадий БУЗЯНОВ, начальник ОГИБДД отдела МВД России по г.Майкопу:
- Уличная дорожная сеть Майкопа закладывалась в 70-е годы прошлого века и была предназначена, по статистике, для 4 тыс. индивидуального транспорта. Остальные транспортные средства, принадлежащие предприятиям, должны были после 18 часов вечера стоять в производственных гаражах, которых сегодня уже нет. Мы проводим совместно с Управлением ГИБДД республики и МО «Город Майкоп» мероприятия, которые направлены на улучшение уличной дорожной сети. На сегодня в Майкопе заменены 20 светофоров. ДТП в Майкопе происходят большей частью по причине того, что нет взаимного уважения между его участниками - как между пешеходами и водителями, так и самими водителями автотранспорта.
Основной причиной серьезного травматизма детей стало то, что родители и взрослые пренебрегают детскими креслами, специальными детскими удерживающими устройствами. Практически во всех этих ДТП родители, находившиеся в этот момент за рулем, не пострадали, но малыши получили серьезные черепно-мозговые травмы. Мне хотелось бы обратиться к водителям-женщинам: постарайтесь по возможности не брать с собой в машину детей, отправляясь в поездки на рынок, по магазинам, особенно в час-пик. Только в Майкопе сейчас зарегистрировано более 52 тыс. автомобилей, даже при том, что у нас практически нет автомобильных пробок, поток машин настолько интенсивный, что риск оказаться в ДТП слишком велик. Еще одна проблема - уличный травматизм детей, которые самостоятельно, без присмотра взрослых оказываются на проезжей части улицы. К сожалению, родители слишком рано стали отпускать детей из дома в школу и обратно. В возрасте 7-10 лет ребенок не может полноценно проанализировать развитие ситуации на дороге. Трагические примеры такого равнодушия взрослых: 12 и 15 октября дети из 8-й и 33-й школ города Майкопа, возвращаясь с занятий, переходили проезжую часть вне пешеходного перехода, в результате ДТП школьники получили тяжелые травмы.
Новые технологии
Махмуд КАРАТАБАН, председатель комитета по делам молодежи РА:
- Сегодня, когда мы говорим о развитии медиа-технологий, к сожалению, мы видим отсутствие этих новых технологий или не использование их в полной мере. Такие формы работы, как «классный час», школьные радио-линейки раньше формировали в нас представление о культуре поведения, о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации, что правильно, а что нет.
Если взять современный зарубежный опыт - в крупнейшем музее науки Израиля мне довелось увидеть уголок, в котором демонстрируются тренажеры, сделанные специально для того, чтобы прививать детям определенное отношение к транспортным средствам на дорогах, техническим особенностям дорожного движения, правилам поведения на дорогах. Например, маленький тренажер наглядно демонстрирует, как может ослепить водителя свет встречных фар и что может произойти в связи с этим на дороге. Есть специальный тренажер, позволяющий ощутить на себе, насколько важен в машине ремень безопасности - он позволяет почувствовать на себе легкую силу удара, но дает представление о последствиях. Есть многие другие тренажеры, разработанные специально для обучения детей безопасности на дорогах. Думаю, что в нашей республике возможно приобретение специальной обучающей компьютерной программы для школьников.
Елена НИКИШИНА, ведущий специалист-эксперт министерства образования и науки РА:
- В министерстве образования и науки РА разработан целый комплекс мер, которые направлены не только на получение знаний, ускорение социально-экономического развития республики и страны в целом, но и на укрепление правопорядка в обществе. Общественная безопасность дорожного движения сегодня в Адыгее решается в соответствии с «Комплексным планом мероприятий по предупреждению в РА детского дорожно-транспортного травматизма в 2011 г.», в школах и детских дошкольных учреждениях совместно с сотрудниками ГИБДД проведено около 20 плановых мероприятий для детей, включая ежегодный муниципальный конкурс юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо». Постоянно проводятся также профилактические операции дорожной безопасности «Внимание, дети!» и многое другое.
Общественное мнение
Ерестем ХОТ, председатель Совета старейшин при главе администрации МО «Теучежский район»:
- В Совет старейшин при главе Теучежского района входят старейшины почти всех поселений муниципального образования. Мы бываем в школах, о безопасности на дорогах старейшины говорят и с молодыми, и с их родителями. Но без помощи сотрудников полиции, сельских участковых инспекторов ситуацию не изменить силами общественности. Нужно действовать всем сообща. Я бы хотел внести предложение - в ночное время усилить контроль за торговлей спиртным, патрулям ДПС объезжать вечерами те места, где в аулах и станицах в основном собирается молодежь.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
За 9 месяцев 2011 г. на дорогах Адыгеи зарегистрировано 415 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 88 человек погибли и 489 получили ранения. Из-за несоответствия скорости конкретным условиям дорожного движения произошло 132 аварии, по причине несоблюдения очередности проезда - 79, выезда на полосу встречного движения - 40.
На 29,2% выросло в этом году количество происшествий на дорогах, спровоцированных по вине водителей со стажем управления автомобилем до 3-х лет. Рост таких происшествий отмечен во всех муниципальных образованиях республики, за исключением города Майкопа и Тахтамукайского района.
За это время совершено 99 наездов на пешеходов, почти в половине таких ДТП виновными оказались пешеходы. Кроме того, на пешеходных переходах республики произошло 27 происшествий.
В этом году зарегистрировано 27 дорожно-транспортных происшествий с участием детей. При этом в 12 случаях дети были пассажирами транспортных средств. Основная причина детского травматизма, когда ребенок находится в салоне автомобиля - отсутствие детских кресел и специальных удерживающих устройств.
Причиной детского травматизма на дорогах является и то, что еще одной проблемой является нахождение детей на проезжей части. К сожалению некоторые родители, на наш взгляд, слишком рано предоставляют возможность детям самостоятельно добираться до школы и обратно домой. В возрасте 7-10 лет (1-3 классы) ребенок не может полноценно проанализировать развитие ситуации на дороге.
Сотрудниками республиканской Госавтоинспекции в 2011 г. задержано более 2 тыс. водителей, управлявших автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Из них 847 ранее уже были лишены водительских прав, а у некоторых права отбирались за пьянство два и более раз.
КСТАТИ
Из более 22 тыс. дорожных знаков, установленных на региональных и местных автодорогах Адыгеи, повреждены и требуют восстановления 4211. Трассам различного значения требуется установка дополнительно около 8680 дорожных знаков. В нарушение нормативных требований, без необходимой дорожной разметки находятся больше 900 км автодорог.
Из 77 светофоров, установленных на дорогах регионального и местного значения, 53 необходимо отремонтировать. В Адыгее необходимо установить дополнительно 15 светофоров, на 12 оборудованных светофорами перекрестках отсутствуют светофоры для пешеходов.
В Адыгее 158 км опасных участков автодорог, включая участки с пешеходным движением, не обустроено барьерными ограждениями. Около 2600 км автодорог не обеспечено электрическим освещением.
По мнению аналитиков, использование автоматических комплексов видеофиксации нарушителей правил дорожного движения во многих регионах России показали высокую эффективность в сокращении ДТП. С декабря 2009 г. в Адыгее введены в эксплуатацию стационарные комплексы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. На сегодняшний день установлено 12 датчиков на 5 участках дорог, а скоро будут установлены еще два в Тахтамукайском районе РА.
За 9 месяцев 2011 года ими зафиксировано более 13 тыс. нарушений скоростного режима. Передвижными приборами видеофиксации, которые имеются у инспекторов ДПС - их в республике более 60 - за это время было зафиксировано почти 50 тыс. нарушений.