6 мая в Теучежском районе, куда на сход в посёлке Яблоновском приехал министр внутренних дел по Адыгее Александр Речицкий, обсуждали безопасность на дорогах, подростковые правонарушения и шумные пикники на берегу реки Кубань.
«У нас политически активный народ: тем, кто рвётся во власть, трудно убедить яблоновцев в своей «лояльности к электорату». Люди имеют собственное мнение, с кондачка не поверят никому, кто приходит обещать им лучшую жизнь за избирательные голоса», - такое мнение удалось услышать в посёлке Яблоновском от глав комитетов местного самоуправления.
Имидж такой
Может, кто и забыл, но в 2004 году бывший тогда глава посёлка самовольно «присоединил» Яблоновский к Краснодарскому краю. Точнее, к городу Краснодару, где большой бюджет, рабочие места, рынки, магазины и пр. Мол, посёлок по сути своей является спутником столичного центра Кубани, а Майкоп и республиканская власть от него за 100 км – далековато.
Главой Адыгеи тогда был Хазрет Совмен, председателем регионального парламента Руслан Хаджебиёков, которые боролись с эпатажным яблоновским «лидером» местного самоуправления, посягнувшим на самоопределение.
Впрочем, демарш главы послёка был не политический, а скорее имеджевый –чтобы «звучать» в прессе. Базисной проблемой, которую он выдавал как мотив, как ни странно, выступила старая засорившаяся канализация посёлка.
Федеральный закон о местном самоуправлении денег на реконструкцию не давал, только право администрации посёлка самой зарабатывать на обустройство. Денег не было, зато нашлась харизматичная идея! Глава нарисовал на карте, которая висела на стене его кабинета, новые административные границы, увеличив Краснодар на энное количество кв км. Он «продвигал» сам себя в будущую республиканскую власть.
Понимая это, яблоновцы как-то не очень вдохновились. Краснодар им был доступен и так. А вот проблем по части криминальных сводок – квартирных краж, разгула уличной преступности, развития сети игровых салонов в посёлке, чем их обременяла близость к Краснодару, с каждым годом прибавлялось.
Важный момент – в Яблоновском около 30 тыс. жителей, это значительный в республике электорат на выборах. Кто только не отрабатывал на них новые технологии психологического воздействия.
«Будем строить новую жизнь!» - такой призыв яблоновцы слышали не раз во время избирательных кампаний. Обещали левые и правые, воспитанные советской коммунистической идеологией и прогрессивной демократией чиновники и самовыдвиженцы, настоящие миллионеры и свободолюбивые «альтруисты». Все красноречиво убеждали, как именно яблоновцы должны себя вести, чтобы будущая власть с ними дружила.
Стиль режиссёра
Поводом к нынешнему сходу стала встреча с министром внутренних дел по Адыгее Александром Речицким. Зал был полон, жители пришли пообщаться с генералом «вживую» и сами доложили о проблемах.
На одном из главных перекрёстков посёлка Яблоновского по ночам молодёжь играет в «русскую рулетку». Так модно: вцепиться в руль автомобиля и нестись, вдавливая педаль газа в пол, на красный свет светофора с закрытыми глазами, - повезёт проскочить или нет?
- Им мало драйва. Дух соперничества, юношеская конкуренция «гонит» на подобные развлечения, - говорят взрослые.
С разбора дорожных «полётов» и начался сход. Посыпались проблемы: уличная безопасность, растущее количество транспорта, непослушание молодёжи, продажа несмотря на запреты «палёного» алкоголя, круглосуточный разгул заезжих компаний на берегу Кубани, оперативная обстановка и нехватка участковых в местной полиции.
- В отделе полиции каждого района есть «телефон доверия», на который может позвонить любой гражданин, анонимно. Все звонки фиксируются, меры будут приняты сразу же. Ведь вы в курсе, чьи сыновья нарушают порядок на дороге, кто продаёт втихую молодым спиртные напитки или торгует фальсифицированным алкоголем. Так помогите полиции, и вместе наведём порядок. У каждого из вас есть гражданская позиция. Закон одинаков для всех, а нарушители должны отвечать за свои поступки. Попал в поле зрения несколько раз в течение месяца – это повод, чтобы подключиться местной власти, обратиться с письмами к родителям молодых людей. Такая практика у нас есть, она даёт практические результаты, - разъяснял министр.
По мнению жителей, в Яблоновском нужно усилить наряды ДПС, увеличить количество участковых уполномоченных. Министр обяснил, что проблема в нехватке местных кадров, есть рабочие места в полиции, пожалуйста, направляйте молодых ребят учиться. Госавтоинспекция же усилит рейды в ночной посёлок, порядок можно навести, если сами яблоновцы в нём заинтересованы. И тут вдруг внимание от насущных проблем мастерски увели в сторону.
- Какие меры принимает министерство для того, чтобы прекратить бесконтрольную езду через знаменитый уже во всей России мост Уляп - Тенгинская? Там сейчас движение транспорта осуществляется абсолютно бесконтрольно, - прозвучал вопрос.
Чтобы проверить поступившую информацию, на мост выслали ближайший к нему в Красногвардейском районе наряд дорожно-патрульной службы. Как выяснилось, никакого движения по мосту нет, мост закрыт, выставлены ограничительные знаки. К проблемам жителей Яблоновского мост в ауле Уляп на Тенгинскую не имеет никакого отношения, но главное переключить тему. «Вы, как министр, как будете бороться с коррупцией?».
По словам жительницы Яблоновского, она сама возглавила борьбу по месту работы - в поликлинике посёлка, за что пострадала морально и физически. Её уволили с работы. Как выяснилось с её слов, претензия возникла по факту алкогольного опьянения на рабочем месте. Но истинная причина, безусловно, в коррупции. «Очень хочется жить в демократическом государстве, к которому Адыгея не относится», - пояснила она. Причина – её и нескольких жителей посёлка не пустили на заседание районного парламента, где проходил отчёт главы района перед депутатами.
- Отчёт главы перед депутатами не является публичными слушаниями, есть же законный действующий регламент, - попытался объяснить депутат Александр Небавский.
Глава района, как и министр внутренних дел республики проводят личный приём, на который может прийти каждый житель. Вход не заказан, кто уполномочен, тот и решает проблему. Но встреча уже перешла в сферу дискуссии.
- Это неправда! Я сколько раз обращалась к главе посёлка, к районной власти, всегда принимают по любым вопросам, - выступила с места пожилая участница схода.
- Я не говорю, что недовольна государством. Мне кажется, что власти республики настраивают народ против правительства России, они всё дискредитируют, - настаивала выступавшая.
- Не надо чернить всю Адыгею! Недостатков у всех много, как и недовольных. Это не значит, что Адыгея всех «зажимает», не даёт работать, что здесь всё плохо. Хватит разводить агитацию! - стали выступать с места участники схода.
Министр внутренних дел предпринял попытку внести ясность и восстановить диалог встречи: «У вас есть законное право обжаловать любое решение в вышестоящую инстанцию – в прокуратуру или в суд. Если вы этого ещё не сделали, я настоятельно рекомендую вам воспользоваться своими гражданскими правами. Есть общественные советы в правоохранительных структурах, есть республиканские газеты, которые могут помочь».
- Газеты Адыгеи - как приторный компот, всем надоели. Зато есть и альтернативная га- зета, в которой можно почитать о реальных событиях, происходящих в республике, - ответила выступавшая.
- Вы обращались в республиканские газеты?
- Нет.
Главный выход
На тот же сход приехала ещё одна заявительница - краснодарский адвокат. С её слов, как попасть на приём к министру внутренних дел Адыгеи он не знала, а Яблоновский сход удачно подошёл к её цели, да и посёлок ближе, чем Майкоп. Однако после выступлений предыдущих ораторов адвокат согласилась обсудить вопрос лично.
Обе тут же побывали на приёме у министра, их жалобы документально оформили, определили сроки проверок и решений. Расстались, как говорится, с миром.
Дав комментарии на ступеньках администрации посёлка краснодарскому оператору и корреспонденту, так живо интересовавшемуся на сходе мостом Уляп – Тенгинская, обе сели в его машину и укатили в неизвестном направлении.
Стоило бы об этом забыть, если бы не жители посёлка, попытавшиеся объяснить всё происходившее.
- Жительница нашего посёлка здесь всем давно известна. Она давно уже собирает чужие жалобы, добавляя к ним свои, а в инстанциях представляется «общественным представителем», не имея на то никаких прав, - говорит один из участников схода.
Но ведь передёргивая факты и прикрываясь чужими именами, ради отстаивания собственных интересов, можно кому-то просто сломать жизнь! Адвокат отрабатывает интересы клиента, получив «по таксе», которую сам устанавливает. Но как быть с адвокатами «на доверии»?
- Всё это - устаревшие избирательные технологии. По сути, некая группа людей открыла предвыборную кампанию во власть Адыгеи. Первый этап - создание общественного мнения у людей. Для этого выбираются некие СМИ, согласные публиковать предоставляемую им информацию. Расценки за такие вещи очень высокие, поскольку информация считается политрекламной. А вот документальной проверкой фактов редакция себя не утруждает - их должны проверять имиджмейкеры, которые разрабатывают кампанию на определённых финансовых условиях с кандидатами во власть. Дальше они находят тех, кто за плату, не важно в денежном выражении, или карьерном, согласится выступать «с трибуны». Это вещь чрезвычайно опасная, можно лишиться и карьеры, и человеческого уважения.
Поэтому на обещания и цены кандидаты не скупятся. Поэтому же в публичных выступлениях чаще звучат не факты, а словесные сенсации, крикливые фразы, цель которых - давление на психику неподготовленного человека. Пока официально кампания не объявлена, считается, все средства воздействия хороши. Тут всё зависит от мировоззрения тех, кто взялся пробить дорогу во власть, - прокомментировал ситуацию политтехнолог из Москвы, кандидат философских наук Марат Каримов.