Живописная поляна у озера превратилась в сцену. Мелодии сигнальных труб, сказочный бог Тлепш с факелом, жертвенный баран у священного дерева, украшенного лентами, горячие халюжи с сыром и танцы до восхода солнца. Второй год в ночь на 22 марта пос. Гавердовский превращается в страну нартов.
Почему празднование адыгского Нового года перенесли из республиканской столицы в пригород Майкопа, решил выяснить «АиФ-Адыгея».
На вторых ролях
Адыгский Новый год, он же праздник весеннего равноденствия, признан одним из лучших культурных проектов России. Однако уже второй год его проводят на общественных началах.
«Из-за сокращения бюджета финансирование адыгского Нового года в республике не предусмотрено. Мы понимаем, насколько праздник полюбился нашим жителям. Поэтому рады, что деятели искусства и культуры не дали пропасть начинанию. Мы не собираемся вычёркивать адыгский Новый год из списка культурных ценностей Адыгеи. В следующем году предложим включить его празднование в бюджет республики», - говорит министр культуры Адыгеи Мухамед Кулов.
Все собравшиеся на празднике становятся лицом к восходу солнца. Впереди - старейшина. В одной руке - халюж, в другой – рог, наполненный бахсымой, рядом двое детей, которые протягивают руки в сторону солнца, а старейшина произносит здравицу в честь Нового года.
Это важно не только для сохранения традиций и культуры адыгов, это ещё и мощный стимул для развития событийного туризма в Адыгее – какой турист не захочет посмотреть нечто яркое, связанное с традиционной культурой адыгов?
«Изюмина» культуры
«Новый год каждый отмечает, как хочет. Но адыгский Новый год можно и нужно делать туристическим продуктом, показывать его там, где это удобно туристам. Прекрасно, что есть люди, для которых традиционные ценности адыгов - не пустой звук. С бюджетом или без бюджета. Давайте мыслить шире. Почему бы не организовать вокруг праздника целое шоу для туристов, как мы это сделали с этнофестивалем «Лагонаки. Сокровища народов Адыгеи»? - считает предприниматель Ольга Иванова.
Почему силами бизнесменов, деятелей искусства, студентов и СМИ не организовать пиар-компанию? Боярышник – символ плодородия адыгов, его веточками в Новый год украшали дома и дворы. Сейчас мало кто из туристов отказался бы от обязательных атрибутов адыгского новогоднего интерьера – копчёного адыгейского сыра, баранины и бахсымы.
Но пока что туристы едут мимо, не слыша, как декламируется будущее местного туризма и возрождение национальных традиций.