За истинным искусством Винсент Мун готов подняться в горы Дагестана и Кабарды, путешествовать по сёлам Чечни и Карачаево-Черкесии. Но первым пунктом съёмок в маршруте независимого режиссёра стала Адыгея.
Мир начался с песни
Француз по рождению, он называет своим домом дорогу и весь мир. Простой в общении, он взял себе псевдоним Винсент Мун (имя странного героя из прозы Хорхе Луиса Борхеса - авт.). Противник статичных видео, Винсент Мун выбрал «партизанский» стиль съёмки, где музыка исполняется в необычной обстановке. И в результате получается живая этюдная зарисовка. Свободный художник, он колесит по миру налегке: с рюкзаком за плечами и парой рубашек. Из нехитрого скарба самое ценное - кинокамера.
- Каждый раз я сам не знаю, каким будет фильм. Он появляется через 9 месяцев съёмок, как ребёнок. Значит, съёмки - это как акт любви. Некоторое время назад журналист из Кабардино-Балкарии Булат Халилов прислал мне записи адыгской музыки, в том числе и песнопения «Жъыу». Так родилась идея полнометражного фильма «Черкесия», который войдёт в проект «Russian Project by Vinsent Moon» (Русский проект Винсента Муна), - рассказал молодой французский режиссёр.
За плечами Муна более десятка короткометражек о музыке 40 стран мира. Это и Пасха в Эфиопии, ожидание цунами в Колумбии, гитары Мексики.
Два дня он плотно работал с музыкантами ансамбля адыгского аутентичного пения Адыгейского госуниверситета «Жъыу» под руководством Замудина Гучева. Песни нартского эпоса, старинная инструментальная музыка, исполненная на шичепшинах (адыгская скрипка) и камылях (флейта) XVIII-XIX вв., легли в основу 40-минутного фильма «Черкесия».
По мнению Муна, мир начался с мелодии. И с мелодии начинается культура любого народа. Поэтому для Винсента Россия - это материал для нескольких полнометражных фильмов.
В ожидании чуда
- В Европе до сих пор стоек не самый симпатичный образ России. И Кавказа в частности. К тому же, за рубежом существует убеждение, что российская культура - это синоним русской. А это не так! Я хочу через народную музыку показать многообразие российского фольклора, рассказать, как богатая география вашей страны «создала» историю таких не похожих культур. Я не боялся ехать на Кавказ, потому что ехал к друзьям, - считает Винсент.
По словам Винсента, у этнической музыки всегда будет слушатель, потому что это заложено в наших генах.
- Всё больше людей понимают - богатство не даёт истинного счастья, полноты жизни. А музыка - способ общения на универсальном языке, - уверен Винсент Мун.
Винсент называет себя независимым художником. Свои фильмы он выкладывает в интернет или устраивает бесплатные просмотры, как в Нальчике и Пятигорске с фильмом «В ожидании цунами».
Тяга к свободе проявилась ещё в детстве. Винсент не получил высшего образования, рано покинул дом, деньги тратит только на еду и дорогу. Но его фильм о японском музыканте Казуки Томокава «La Faute Des Fleurs», снятый в 2009 г., победил в номинации Sound&Vision Award на Копенгагенском международном фестивале документалистики. -
Кинематограф загоняет людей в определённые рамки. Не говорите зрителям, как им жить! Пусть живут в согласии со своими представлениям. Но кино может приоткрыть горизонты! Я не противник глобализации. Но я - за разнообразие культур и народов, - подчеркнул Винсент Мун.