Майкоп, 10 декабря - АиФ-Адыгея. От терзаний совести его это не избавит, но от наручников и доставки в зал суда под конвоем он может быть освобождён. Государство экономит на тех, кто преступил его Закон. И это справедливо.
О гражданских правах, современном судействе и отношении к обществу тех, кто обличён именоваться «Ваша честь», рассказал читателям «АиФ - Адыгея» председатель Верховного суда республики, один из разработчиков Конституции России 1993 г., доктор юридических наук, профессор Аслан Трахов.
По существу
- Аслан Исмаилович, судебная власть наделена высокими полномочиями в регионе. Насколько она выполняет сегодня эти функции?
- Верховный суд республики рассматривает в числе прочих спорные вопросы между исполнительной и законодательной властью региона. Это - его главное отличие. Исполняя часть государственной власти, он несёт большую ответственность в принятии законных решений. Но основная его задача - полная защита законных интересов и прав граждан.
- Судебной системе Адыгеи исполнилось 90 лет. Менялась власть, перелицовывались законы. Вы можете назвать главный моральный принцип, который удалось сохранить?
- Так называемая «ельцинская» Конституция была написана в 1993 г. по принципу демократической справедливости. Тогда от каждого субъекта были приглашены в Москву по два представителя, максимально учтены особенности территорий России, гражданские права людей. Она действительно Российская и декларирует принцип справедливости. Другой вопрос, насколько она соблюдается сегодня. И как ей следует современное законодательство. Конечно, с введением рыночной экономики общество кардинально поменяло устои морали: с защиты всеобщей социалистической собственности в СССР - на частную в России. Но если всё законодательство привести к базовым - конституционным нормам, думаю, многое бы решилось. Основа Конституции - социальные интересы.
- У большинства из нас, граждан, обращение к Верховным судьям логически связано с вердиктом - «наказать» или «помиловать»...
- Люди часто связывают с судом карательную функцию государства, но это далеко не самое главное. Суды республики рассматривают около 45 тыс. гражданских и только 2 тыс. уголовных дел. Прибавьте сюда почти 19 тыс. административных разбирательств. Статистика наглядно показывает, что основная наша работа - разрешение спорных вопросов граждан. Для сравнения: около 20 лет назад, в начале судебно-правовой реформы 90-х гг., в городские и районные суды поступало не более 4 тыс. гражданских споров.
Доверие Фемиде
- В народе говорят, новая власть пишет законы для себя. Почему у нас они слишком часто меняются?
- Действительно, такой динамики никогда не было. В Уголовный кодекс, к примеру, за последние 16 лет внесено 3 150 дополнений и изменений. А в ранее действовавший УК 1960 г. более чем за 30 лет внесли только 680 поправок. Но стабильности законов в России требовала ещё Екатерина II, этот вопрос всегда был и остаётся актуальным. Не так давно был принят Гражданский кодекс РФ, а сейчас решается вопрос о принятии нового ГК.
- Виноваты законодатели?
- В том числе. Думаю, здесь несколько факторов - государство, общество развиваются стремительно, правовое образование отстаёт, влияет и зачастую не совсем продуманное вмешательство в уже существующие законы.
- В последние годы доверие к судам несколько пошатнулось. Как относятся к этому мнению сами судьи?
- В обществе сегодня любой имеет право высказывать собственное мнение. Человек так устроен: он всегда чем-то или кем-то недоволен. В менталитете нашего российского общества - пренебрегать действующими законами и объяснять это несогласием с властью. Это - исторически сложившийся факт. Но цифры говорят о другом. В судах Адыгеи количество рассмотрений гражданских дел за последние годы возросло в 11 раз! Значит, люди идут в суды республики за решением спорных проблем. Конечно, в каждом деле есть две стороны, и одна всегда остаётся недовольной. Но другого способа решить спор человечество ещё не придумало. Добавлю, что 97% решений Верховного суда Адыгеи утверждается высшей судебной инстанцией. В этом и есть оценка доверия, я думаю. Недостатки есть, каждый судья их знает и работает над ошибками. Он несёт огромную ответственность за решения, рискуя своим здоровьем, а то и жизнью.
- Мы часто слышим о покушениях на жизнь судей. В рейтинге профессий судьи на каком месте по степени риска?
- Физическая нагрузка судей очень велика. Адыгея была одним из первых регионов, создав институт мировых судей. Он существенно ускоряет и упрощает доступность судебной власти для большинства людей. Мировой судья в месяц рассматривает 120 гражданских, не менее семи уголовных и до 75 административных дел. Получается, что каждый из них в день рассматривает от 10 до 13 дел! Каждое надо изучить, подобрать нормативную базу, выслушать обе стороны и свидетелей, разобраться в их доводах. Задача мирового судьи - примирение сторон на первой стадии конфликта. У федеральных судей нагрузка увеличивается тяжестью разбирательств и ответственностью. И так - по возрастающей. В результате, отработав всю жизнь, сделав карьеру, судьи-ветераны уносят с собой на пенсию инфаркты, инсульты. У судебной системы Адыгеи всего с десяток ветеранов, которых мы сегодня можем поздравить!
ДОСЬЕ: Аслан Трахов родился в ауле Шенджий в 1949 г. После окончания средней школы прошёл службу в Армии. Окончил юридический факультет Кубанского госуниверситета. С 1976 г. занимал различные должности в прокуратуре Адыгеи. С 1998 г. возглавляет Верховный суд Республики Адыгея.