«Человека нельзя насильно изменить и осчастливить. Надо просто поддержать его и увлечь чем-то стоящим, что тебя самого не оставляет равнодушным», - уверен член исполкома общественной организации «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент» Аслан Болоков.
Быстрее пули
- Верно ли, что вся ваша семья связана с разведением кабардинской породой лошадей?
- Мои предки Болоковы были конезаводчиками, занимались разведением кабардинской породы лошадей - и до Кавказской войны, и до Октябрьской революции. После 1917 года, когда в Блечепсине организовали колхоз, мой дед добровольно сдал туда свой табун, и уже в колхозе занимался разведением кабардинских лошадей. Отец после окончания лесного и сельскохозяйственного техникумов вернулся в родной аул на должность заведующего Блечепсинской конефермой.
Во время Великой Отечественной войны, когда немцы были уже под Армавиром, табуны колхозных лошадей вывели из Кошехабля и Блечепсина. Чтобы они не попали в руки фашистов, сначала угнали в лес, затем отвели к подножию горы Тхач. Оттуда перегнали в Абхазию, а потом - в Грузию. Спасали кабардинских лошадей те, кто по возрасту не подлежал призыву на войну - пожилые мужчины и подростки. А сегодня мой брат Рамазан - один из тех, кто восстанавливает кабардинскую породу в Адыгее.
- В мае в филиале музея Востока откроется выставка произведений, посвящённых этой породе. Одним из её организаторов выступило движение «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент». Почему?
- Важнейшее направление нашей работы - это возрождение богатой истории черкесов и знакомство молодёжи с нею. Поэтому мы пригласили в Адыгею профессиональных художников Кавказа - воспеть в своих работах лошадь породы бечкан, разновидность кабардинской. Ведь это неотъемлемая часть нашей истории. К примеру, название породы «шагди» переводится с адыгского как «быстрее пули».
Кроме того, «кабардинцы» отлично приспособлены для равнин и высокогорья. Они сохраняют равновесие даже на скалистых тропах, спокойно переносят резкие колебания температуры. Назовите мне хотя бы одну породу лошадей, которая смогла бы без вреда для здоровья нести всадника по каменистому берегу реки. А ведь «кабардинцев» никогда не подковывали.
Даже в условиях высокогорья при весе груза в 150 кг они проходят по 100 км в день. Ни одна порода лошадей такого сделать не в состоянии. Во время Второй мировой эти лошади преодолели расстояние от Сталинграда до Альп.
Сегодня разведением этой породы серьёзно занимаются в Германии. А во Франции даже существует Национальная ассоциация конезаводчиков кабардинской породы, куда входят и трое россиян - Сергей Аникеев, Хаджисмель Аджибеков и Рамазан Болоков.
В реестре лучших
- Что сегодня входит в программу восстановления кабардинской породы лошадей?
- Сначала мы собрали всех конезаводчиков, которые занимаются разведением этой породы в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, чтобы обсудить вопросы, связанные с выполнением указа президента РФ о возрождении племенного коневодства. Затем составили единую программу работы. Первым нашим мероприятием стала выездка лучших представителей породы на Майкопском ипподроме, где экстерьер лошадей и их возможности оценивали известные российские профессионалы.
В 2017 году состоялся наш первый конный переход. Около 60 всадников на кабардинских лошадях преодолели трёхдневный маршрут почти в 150 км из Майкопа во все населённые пункты Кошехабльского, Шовгеновского и Красногвардейского районов.
В прошлом году в конном походе к Дню Победы участвовало уже более 100 всадников не только из Адыгеи, но и из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, причём обязательно в национальных костюмах и со знанием этикета адыгского всадника. Самому старшему участнику было 68 лет, самому юному - 12 лет. Среди участников были и русские ребята.
А ещё в прошлом году с Санкт-Петербургской международной выставки «Иппосфера» наши ребята привезли высшие награды.
Утерянные знания
- Но разве в век компьютерных технологий лошади не становятся прошлым?
- Даже в век умных машин люди ищут утерянные знания. Ведь как ни крути, люди и лошади в сотни раз сложнее и древнее самых навороченных машин. Любовь к лошадям заложена в нас на генном уровне, как и любовь к родному танцу, песне. Я не понимаю тех, кто ругает нашу молодёжь за проведение адыгэ джэгу. Что плохого в том, что ребята танцуют? Разве народный танец не лучше пьянства или других сомнительных удовольствий?
А конные походы, которые очень популярны среди молодёжи и туристов, - это здоровый образ жизни, свежий воздух, отличная гимнастика для костей и мышц пресса.
- По-вашему, потеря народных ремёсел и традиций - это проблема российской культуры?
- Теряется культура не только национальных меньшинств, но и культура русского народа. В день рождения мы поём друг другу «Happy birthday». На свадьбе невеста в лучшем случае кидает в толпу свой букет, в худшем - подвязку с ноги. Я не моралист, но в обществе стало нормой жить и рожать детей вне брака, менять партнёров как перчатки. Хотя в традиционной русской культуре это считалось грехом и позором.
А что творится с языком? Неоправданные заимствования сегодня составляют, наверное, 70% великого и могучего. Просто потому, что мы перестаём его ценить. Но я верю, что великая культура народов России окажется сильнее дурновкусицы и западных веяний.
Аслан Болоков.
Родился в 1952 г. в а. Блечепсин. Окончил Московский лесотехнический институт, 20 лет проработал на ПМДО «Дружба» в Майкопе, с 1995 г. - в управлении лесами Адыгеи.