Расследование тяги к наркомании стало первым уголовным делом в полиции для следователя Фатимы Блягоз. Несовершеннолетнего полицейские Гиагинского района Адыгеи задержали с целым свёртком высушенной конопли в кармане. Это – серьёзный срок и другая жизнь для подростка.
«Без лица»
– Он нас повёл через поле в перелесок, который больше похож на лесополосу. Говорит, нашёл дикую коноплю случайно, решил собрать и высушить «на всякий случай». Мол, курить «травку» он не собирался. Пока мы пешком туда добрались от дороги, ноги у всех были грязными до колен. Но после учебных «нагрузок», это кажется мелочью, – рассказывает девушка.
По словам Фатимы, это её первое дело «с лицом», когда в преступлении есть задержанный подозреваемый. И первый опыт в уголовном расследовании – в 2013 году она стала молодым специалистом кадрового состава МВД по Адыгее. После окончания Краснодарского университета МВД РФ, вернулась в Адыгею, получила направление на работу и свою первую в жизни должность – следователь.
Первая «выводка» подследственного на место преступления оказалась в полном смысле «сырой» – целый день лил дождь, а искать кусты конопли нужно было в перелеске, где–то между полей на границе двух районов Адыгеи – Гиагинского и Шовгеновского.
– Заехали в поле, грязищи – по колено. Но я в принципе привыкла, в университетской практике лейтенантов воспитывают круто, без разницы парень ты или девушка, – говорит следователь. Два дела из разряда неочевидных преступлений, в которых нет обвиняемых лиц, ей достались чуть раньше – работает в райотедле полиции Фатима всего второй месяц. Это пока составляет её личную следственную практику.
Криминальные наклонности
– Как люди становятся наркоманами? «Корни зла» – в семье, в окружающей жизни. Если нет чего–то главного, всегда появляется то, что заполняет пустоту в душе, – говорит Фатима.
В принципе, положение в семье подростка в станице знают многие, а уж тем более стражи местного порядка. О таких семьях говорят – «проблемные». В народе помнят и сегодня – в Шовгеновском районе Адыгеи когда–то были поля конопли. Её выращивали для пенькозавода, который находился в Кошехабльском районе. Из пеньки делали «морские» канаты.
Производства давно нет, да и поля травы извели под корень. Но растение «расселилось» по лесополосам и перелескам вдоль речушек. Там его и отыскивают местные торговцы наркотой. Но это те, кто постарше. А подросток набрёл на кусты криминальной травы случайно.
– По его словам, решил собрать и высушить. Думал, потом как–нибудь по–тихому удастся продать. Для него это – хорошие деньги, – рассказывает Фатима. Попался он на глаза полицейским, когда шёл в компанию молодёжи со свёртком в кармане. Говорит – сам курить не собирался, думал «повеселить» друзей. Но следователю эмоции несподручны?
«Главное в работе – субординация. Если этого не понимаешь, трудно научиться исполнительности самому. Поэтому начинать службу в полиции с гражданским дипломом сложно», – говорит Фатима Блягоз.
– Конечно, поначалу было страшно – вдруг что не так сделаю, точнее, чего–то не сделаю. Но меня здесь так подбадривают. Все сотрудники помогают. Я советуюсь с ними – объясняют, ни разу никто от меня не отмахнулся по запарке. Видимо, терпения у них достаточно, – шутит девушка.
Оказалось, она с детства мечтала быть следователем и решила, что поступит учиться на юрфак университета. Причина выбора не столько в детективных романах и историях, которые любила читать, как все школьники.
– Папа больше всех был счастлив, когда я сказала, что буду следователем и что уже решила поступать в вуз на юридический факультет. Папа у меня работает в Госавтоинспекции. Рад, что дочь пошла по его стопам. Он и предложил идти поступать не в гражданский университет, а в академию МВД России. Объяснил, что учиться будет сложно, зато работать легче, если с начала учёбы привыкнешь к дисциплине, требованиям и погонам, – рассказала Фатима.
Районные будни
Но того, с чем предстояло справиться сразу после поступления Фатима, как и другие девушки–первокурсницы, даже не предполагала. Первые два курса в академии всем даются особенно сложно: с сержантской «муштрой», контролем курсовых руководителей, нарядами сложно свыкнуться после школьной жизни. «Академикам» не важно юноша или девушка, ты – курсант. Подчиняйся и выполняй приказы. К старшекурсникам совсем другое отношение, да и к девушкам требования более лояльные. К получению лейтенантских погон в академии они уже умели практически всё не только в теории, но и на практике. Часть пятого курса будущие выпускники академии уже работали в подразделениях МВД по Адыгее.
Тогда всё зависело от их любознательности, а не столько от загруженности работой. После получения диплома началась другая жизнь – полицейские будни. Хорошо, что ей не сказали: забудь всё, чему учили в академии, и начинай постигать науку заново. Обычно ведь так встречают молодых специалистов умудрённые опытом сотрудники в отделах.
– Я хотела попасть в районный отдел полиции, мне предложили в кадрах МВД по республике на выбор три направления. Решила поехать в Гиагинский отдел и ни разу не пожалела, мне комфортно работается. Я думаю, сельские люди намного более открытые, искренние. Кроме того, хотелось работать в многонациональном коллективе коллег, где у каждого свои традиции, но есть общий менталитет, – говорит молодой специалист.
По мнению Фатимы, если будет грамотным следователем, наберётся опыта, у неё всё сложится в профессии. Она старается понять и своего первого подследственного, задавая вопросы мягко, но требовательно. Понять подростка с его аргументами своих поступков для неё сейчас главное.
– Теперь я уже знаю – женщине трудно быть следователем. Пока я свободна от семейных забот, буду работать, – говорит она.
В перспективе она мечтает о карьере. Ведь плох тот лейтенант, который не стремится стать капитаном.