Хвастовство не может быть чертой настоящего мужчины, считает заслуженный мастер спорта и восьмикратный чемпион России по дзюдо.
«Я в обычной жизни совсем не драчливый человек. Никогда не начинаю первым и не люблю создавать проблем. Тех, кто много бахвалится, настоящими мужчинами не считаю. С ними даже говорить не буду, просто отойду», - говорит Заур Беданоков.
В интервью ADIGEA.AIF.RU спортсмен рассказал о подготовке к чемпионату мира, национальной сборной по дзюдо и об отдыхе после тренировок.
К новым горизонтам
Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: Вы с двух своих Сурдлимпиад привозите награды. На прошлой было «золото». «Серебро» этого года для вас - победа или поражение?
В январе начну подготовку к чемпионату мира, который пройдёт в августе в Японии, а также буду готовиться к весеннему чемпионату России.
- Почему опытному спортсмену на этой Сурдлимпиаде было психологически тяжело?
- В составе нашей Национальной сборной команда дзюдоистов считается одной из сильнейших. Но перед соревнованиями, на следующий день после приезда, именно из нашей сборной забрали десять ребят для повторного прохождения аудиограммы, чтобы исключить участие в турнире подставных лиц. Хотя все наши ребята - не новички на мировых чемпионатах, все известны.
Проверка ничего плохого не показала, но понервничать заставила. Стоит только не пройти, по каким угодно причинам, эту проверку - могут просто не допустить к участию в соревнованиях. И тогда четыре года тренировок - коту под хвост. А такие волнения без последствий не остаются. Поэтому только «серебро».
С фанатизмом
- Вы с детства занимаетесь спортом. Не надоело?
- Что вы, я без спорта не могу, это моя жизнь. Мне нравится в дзюдо действие. Этот вид спорта требует быстрой реакции, точного, почти математического расчёта в данную долю секунды наиболее эффективного приёма.
Чтобы отдохнуть от тренировок, я уезжаю в горы - побыть наедине с природой, успокоиться, погулять в тишине и покататься на лошадях.
В спорт меня привёл отец. Я родился слабым, болезненным. До четырёх лет все простуды были мои, плюс плохая координация движений. Мама много времени провела со мной в больницах. А потом за дело взялись отец и дядя Рамазан, которые и привели меня в спорт. Моими первыми тренерами стали Сабид и Шамсет Меретуковы. Благодаря им я фанатично занялся спортом, выздоровел и, насколько возможно, окреп. А, учитывая, что и отец, и дядя, которые меня сейчас тренируют, всю жизнь посвятили дзюдо, другого выбора у меня просто не было.
- Уверены, что фанатизм в спорте необходим?
- Убеждён на все сто. Без фанатизма, самоотдачи и трудолюбия в спорте делать нечего. У отца начинали заниматься ребята, которые были талантливее меня, но талант - ничто без трудолюбия и желания. По себе знаю - кому всё легко даётся, часто не ценят того, что имеют. Сколько бы тренер ни говорил: «надо», «должен», «обязан», «через не могу», если в тебе самом нет желания, если не болеешь за дело душой, тренерские призывы и требования будут бесполезны, каким бы золотым ни был тренер.
- Вас сложно назвать человеком с ограниченными возможностями здоровья. В обычной жизни с чем приходится бороться, а с чем - мириться?
Когда я вернулся с Сурдлимпиады, почти весь класс был у нас дома. То же самое было и в национальной сборной. Первые года два было тяжело: новичков в свой круг принимают с неохотой. Но сейчас, где бы ни появлялся, обнимают, приветствуют.
Адыгея - на первом месте
- На многих интернет-порталах сказано, что вы выступаете за Башкирию. Почему не за Адыгею?
- Да что вы? На всех российских и международных соревнованиях я всегда выступаю за два региона: за Адыгею и Башкирию. Это подтверждено официальными документами - договором, заключённым на уровне Минспорта России и комитета по физкультуре и спорту Адыгеи. Адыгея - моя родина, здесь я родился, здесь мой дом, здесь я делал первые шаги в спорте. И всегда, пока я занимаюсь спортом профессионально, на первом месте для меня будет стоять Адыгея. Для меня это вопрос принципиальный. И я хочу сказать спасибо всем тем, кто в Адыгее и Башкирии финансово помогает мне выступать на соревнованиях российского и международного уровня.
- Нередко спортсмены, которые занимаются борьбой, попадают в криминальные сводки. Как избежать подобного?
- Я не большой мастер советов. Если говорить о себе, то в жизни я неконфликтный человек. Люблю решать дело миром и первым в драку никогда не полезу. Ещё и потому, что драка грозит возможной дисквалификацией и отстранением от соревнований. Тогда все труды, тренировки до седьмого пота - насмарку. Ради чего? Чтобы какого-то пьяного хвастуна поставить на место? От драки буду уходить. Но и спускать обидчикам не намерен - унижений не прощаю.
Вообще я считаю, что последнее дело - унижать достоинство другого человека. И количество выпитого алкоголя - не оправдание. Унижение другого - это показатель собственной слабости. Нет в этом ничего крутого. А меня отец учил с детства, что по-настоящему сильный человек должен быть милосердным. И в жизни я стараюсь следовать этим словам.