Адыги верили в существование злых духов и колдунов, которые могли навредить человеку, и пользовались различными оберегами и талисманами, тем самым стараясь отогнать недобрые энергии.
«Куриный бог»
Амулетами могли быть кусочки священного дерева, раковины каури, серебряные кольца или «дуаха» – мешочки с текстами из Корана.
– Обереги возникли еще в глубокой древности – в каменном веке. Самый первый амулет «куриный бог» – представляет собой камешек с отверстием. Считалось, что он предохраняет от сглаза. Затем, в более позднее время этот талисман трансформировался в бусинки, ожерелья, и в последующие эпохи оберегами начали служить различные украшения. Во время раскопок мы находим разнообразные обереги из стекла, камня, драгоценных и полудрагоценных камней, золота и серебра. Часто они сделаны в форме различных зверей и птиц, – рассказывает археолог Аслан ТОВ.
По его словам, ношение современных серёжек, колец, цепочек с подвесками является отголосками древней традиции носить обереги – они тоже могут отводить дурной глаз.
У адыгов сильным оберегом считалась раковина каури. Её вешали на кроватку ребенка для отведения сглаза, а также говорили, что при болезни горла человек мог выпить воду из ракушки и вылечиться.
Талисманы из священных деревьев
К одним из самых древних амулетов адыги относили изделия из священных деревьев.
– В первую очередь, это изделия из боярышника. По представлениям адыгов, это дерево имело силу оберега, отводило дурной глаз. Из него, например, изготовляли бусы, которые вешали на колыбель ребенка или у входа в хлев, также они могли храниться в доме. По мифологическим представлениям, силу оберега имел тот боярышник, который не был перенесен через реку. Из боярышника также делали трости для стариков, пастушьи шесты. Когда скот прогоняли через аул, чтобы на него не пал дурной глаз, пастухи шли с высоко поднятыми шестами. Обереги изготовлялись также из костей животных – бараньих альчиков, коленных чашечек. Лошадиные черепа насаживали на плетень в надежде защитить домашних животных. Большую обережную силу имели изделия из металла и вообще предметы из кузни, – говорит старший научный сотрудник отдела этнологии АРИГИ Мадина ПАШТОВА.
Исследователь также рассказала об одном предании, связанном с силой боярышника. В нём говорится, что однажды группа всадников ехала по дороге, а в это время на быках пахал старик. Его быки были очень красивыми, сильными, с огромными рогами, и один из всадников, восхитившись, сказал:«Как роскошен этот рыжий бык!». Пахарь ему ответил: «Произнеси сакральные слова, чтобы глаз твой не пал на быка!». И в этот момент ярмо на шее у быка, сделанное из боярышника, треснуло, и, тем самым, спасло быка от дурного глаза.
Также известно, что среди магических ритуалов и связанных с ними амулетов в каждодневной жизни, существовала и военная магия. Например, некоторые народы обивали свои кольчуги изнутри красной тканью. И это делалось не только для функционального удобства. Считалось, что красный цвет символизировал кровь и сохранял воину жизнь.
У адыгов также были специальные предметы, которые были призваны защищать человека, его семью и род. И одним из таких магических предметов была особая мужская рубаха-оберег. Полностью покрытая древними текстами, она предназначалась для защиты человека в бою.