Примерное время чтения: 9 минут
171

«Война, которую нам навязали»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ- АДЫГЕЯ 13/07/2011

Известный в Адыгее факт - в конце 90-х годов, когда Россия делала первые шаги в демократии, Майкоп торжественным маршем в сопровождении конницы посетил принц Иордании Али. Конная королевская гвардия, как особо подчеркнул принц Али, состоит из адыгов, чьи предки бежали на Ближний Восток от войны.

Как удалось нам узнать, связи с зарубежной диаспорой нашлись и в Ливии. По словам представителей этой страны, побывавших на минувшей неделе в Адыгее с частным визитом, выходцев с территории Северного Кавказа в Ливии насчитывается, только по официальным данным, более 20 тыс. человек. Они давно уже считаются коренными жителями, но вспоминают о своих корнях и тяжелой судьбе предков, которых более двух веков назад война заставила покинуть родную землю.

Сегодня война принесла много бед и Ливии. Об этом рассказал генеральный секретарь ливийского Детского фонда Саллах аль Каддафи, побывавший недавно в Адыге. Как отметил он сам, повод для приезда в нашу республику был самым позитивным – поздравить заведующего кафедрой Майкопского государственного технологического университета Эдуарда Тхакушинова с присвоением ему ученого звания профессора экономики. Несмотря на все трагические события, выпавшие на долю ливийцев, таков менталитет этого народа – желать друзьям процветания и мира.

Надежда на лучшее

- Саллах, вы приехали в Адыгею с частным визитом?

- Во-первых, отмечу, что мы желаем Республике Адыгея мира и процветания. Да, это – частный визит. Многие ливийцы учились и учатся в вузах России. Несмотря на то, что Ливия имеет 16 собственных и достаточно сильных университетов, мы стремимся, также получать знания, накапливать опыт в других странах, в том числе в ведущих вузах России. Таким образом, одним из первых ливийских студентов в Майкопском государственном технологическом университете был мой коллега и соратник, теперь уже кандидат экономических наук Сагар Адель. Он первым из иностранных выпускников этого вуза защитил в Майкопе кандидатскую диссертацию по международной экономике. Адель сохраняет близкие и дружественные связи с научным сообществом Адыгеи, в частности с профессором Эдуардом Тхакушиновым. Мы приехали в вашу республику, чтобы встретиться с Тхакушиновым и вручить почетный знак международного Детского фонда Ливии, который я возглавляю.

- Как узнал еженедельник «АиФ – Адыгея», вы принадлежите к семье Муаммара Каддафи, состоите в близком родстве?

- Муаммар Каддафи - старший брат моего отца, то есть мой родной дядя. Кстати, он никогда не был официальным руководителем Ливии, он остался просто революционным лидером, он – авторитетный человек для каждого ливийца. И я знаю, что у Муаммара Каддафи очень хорошее отношение к России и Республике Адыгея. Представители научных кругов Адыгеи бывали до этого в Ливии на крупных Международных форумах и встречались с Каддафи. Он очень высокого мнения о вашей республике, ее людях. Я отношусь к Адыгее так же, как относился бы к своей родине – ведь мои предки, возможно, когда-то очень давно жили на Кавказе. Поэтому мы приехали, чтобы сказать – народ в Ливии устал от войны! И выражаем большую надежду, что действия, которые предпринимает сейчас российский МИД, помогут урегулировать конфликт на дипломатическом уровне. И кровопролитные бомбардировки прекратятся.

Дети - беженцы

- Что происходит сегодня в вашей стране?

- Вы знаете, почти 40 стран НАТО бомбят Ливию. И я приехал в Россию только для того, чтобы рассказать и показать реальные факты происходящего. Представители НАТО говорят, что военная операция проводится ради народа. На самом деле она – против мирных ливийцев, женщин, стариков и детей. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), еще в начале военных действий женщины и дети стали беженцами, пытаясь скрыться в Тунисе и Египте. На границах этих стран скопилось очень много детей, серьезно пострадавших от военных действий. На сегодняшний день очень много детей умерло в нашей стране. Я привез фотоматериалы и видеосюжеты из Ливии о том, какие несчастья и боль испытывают наши дети.

- С кем из представителей общественных организаций вам удалось встретиться в Адыгее?

- Адыгея – это очень красивые места. Я увидел, что здесь живут добросердечные и отзывчивые люди. Я не чувствую себя здесь чужим, оторванным от своей страны. Нас очень хорошо встретили в Адыгее. Представители общественных организаций республики с пониманием отнеслись к проблемам, о которых я говорю: Ливия устала от войны! В нашей стране страдает мирное население, гибнут дети и старики. Я знаю, что российский народ никогда не выступал против ливийского народа, нас всегда связывали дипломатические и дружеские отношения.

- В репортажах из Ливии мы видим, что народ внутри страны разделен на два лагеря. А что, с вашей точки зрения, происходит на самом деле?

- К сожалению, ведущие зарубежные телекомпании искажают информацию. То, как они преподносят события – ограниченный круг людей, комментирующих события, однобокая трактовка фактов. Это не мнения самих ливийцев! Я просил дать мне возможность выступить с комментарием «на камеру» самых известных телекомпаний, но мне отказали. Муаммар Каддафи никогда не был президентом страны и не обладает государственной властью. Когда начались боевые действия, он обратился к ополченцам и армии – уйти дальше от городов, чтобы не подвергать обстрелам мирное население. Он напомнил, что брат не может воевать против брата, и каждый ливиец это знает. Однако в стране находится очень много иностранных граждан, это был их шанс на то, чтобы получить финансовые средства за счет гражданской войны. По сути, конфликт спровоцирован, эти люди отрабатывали деньги, полученные из других стран. Но правды об это никто не показывал. Представители масс-медиа и не скрывают, что их интересует только определенная сторона конфликта – против Каддафи. Различных мнений о конфликте в эфир не выходит.

- Вы можете привести пример?

- Конечно. Если помните, сначала в интернет поступило сообщение, что лидер Ливии покинул страну, на следующий день тот же канал опроверг свою же информацию. Еще через день все зарубежные агентства распространили новость о дочери Каддафи, якобы уехавшей из страны. Но доктор Аиша категорично заявила в интервью, что ни при каких условиях свою страну не покинет. Я знаю, она не раз говорила о том, что встретит свою судьбу дома, какой бы она не была. Это - мужественная женщина, и авторитетный в стране человек.

Недра конфликта

- Причиной для части населения страны могла стать неудовлетворенность уровнем жизни?

- Ливия – очень состоятельная и стабильная в социальном плане страна. О росте благосостояния страны можно судить по количеству международных конференций и форумов, которые проходили в Ливии в течение последних 10 лет. Наша страна с готовностью приглашала гостей, оплачивая все расходы, включая дорогу. В одном из таких форумов - Международной конференции по правам женщин в арабских странах участвовали представители науки Адыгеи. Кстати, Муаммар Каддафи всегда лично встречался с гостями страны из России. Тех, кто спровоцировал конфликт, не интересовало благосостояние людей. Их интересуют запасы традиционных углеводородов, по объему некоторых из них Ливия занимает 3 место на африканском континенте.

- Каким вы сегодня видите выход из военного конфликта?

- В Ливии мы очень надеемся на то, что Россия осуждает любую агрессию. Выход – в инициативе вашей страны, имеющей авторитет в международном сообществе, к созыву международной конференции или глав ведущих мировых государств, которые не поддержали подписание резолюций Совета безопасности ООН №№ 1970 и 1973 о нарушении норм международного права. Такая высшая встреча может способствовать мирному разрешению конфликта в Ливии.

Комментарий специалиста

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики Майкопского государственного технологического университета Эдуард Тхакушинов:

- Как только начались события в арабских странах, я высказывал мнение: если в какой-то стране начнутся беспорядки, направленные против власти из-за того, что люди плохо живут, это будет не Ливия. Я бывал там и видел уровень благосостояния. Все абсолютно спокойно работают и никаких социальных проблем не испытывают, их все устраивает. Другой вопрос, что кому-то кажется, что они слишком хорошо живут, и этого права их захотят лишить. Ливия выступила еще в конце 60-х с заявлением о намерении избавиться от иностранных военных баз на своей территории. Потом Каддафи выдвинул принцип «самоуправления в экономике», жилищную и др. программы, которые разрабатывал и успешно внедрял. Вообще все позитивное, чего добилась Ливия, создавая свой путь и отвергая принцип капиталистического устройства, безусловно, многих членов НАТО не устраивало. В особенности, когда Муаммар Каддафи критиковал их политику на генассамблее ООН. Не в пользу Ливии сыграл и факт ее тесных экономических связей с Россией.

С Салллахом аль Каддафи я встречался на форуме «Арабский мир и Россия» в Москве, который проводила Российская общественная палата. До этого бывал в Ливии по приглашению организаторов первого международного конгресса по правам женщин в арабских странах. В нем принимали участие представители научных и общественных кругов более чем из 300 стран мира. Мне удалось побывать также по приглашению Ливии на молодежном мировом форуме. Я бывал в Триполи и Бенгази, нас, делегатов конгресса, принимали радушно, стремились показать все, чем живет страна. Я встречался с Муаммаром Каддафи в его резиденции. Ливийский лидер с уважением относится к Адыгее, поскольку знает ее людей, историю. Он выказывал желание и готовность сотрудничать с республикой, поскольку ливийцы, учившиеся в вузах Адыгеи, успешно работают и поддерживают связи со своими педагогами, научными кураторами.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах