Майкоп, 13 июня – АиФ-Адыгея. Через несколько дней рынок труда наводнят сотни дипломированных специалистов, туда же потянутся не поступившие абитуриенты, на собственный источник доходов будут претендовать и вчерашние школьники, которым учёба оказалась вообще ни к чему.
Но куда бы ни пытался устроиться человек, от него везде ждут навыков, умений, и знаний. Как молодые потеснят тех, кто потерял работу в среднем возрасте? И что делать, если в своих сотрудниках работодатель хочет видеть только специалистов, даже если речь иногда идёт просто о сезонной работе?
«Определяться с профессией нужно уже в 17–18 лет. А тем, кто постарше – обязательно работать. Даже без трудовой книжки, но работать, – считает практический психолог Сергей Петриенко.
Не упасть
Аргументы и Факты – Адыгея: – Что делать тем, кто только что окончил вуз или ссуз – то есть, с профессией определился?
С.П.: – Работать, если есть возможность, или искать работу. В молодости важно начинать профессиональную деятельность не столько для заработка. Известно, что если молодые люди не трудоустраиваются после окончания университета, колледжа или лицея, у них падает самооценка, а уровень мотивации снижается до степени нежелания вообще чем–то заниматься. Люди начинают думать, что они неполноценны. А это большая проблема. Длительным отсутствием работы считается срок более двух месяцев – он вообще здорово снижает интерес к продолжению трудовой деятельности.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Как же не дать самооценке упасть, если за вчерашним студентом, а уж тем более школьником, не выстраивается очередь из работодателей?
С.П.: – В службе занятости есть услуга по социальной адаптации безработных. Мы их собираем, проводим тренинги, психологические занятия, чтобы подготовить к активному самостоятельному поиску – другими словами, подогреваем их мотивацию и вырабатываем лидерскую позицию.
ДОСЬЕ | |
---|---|
Сергей Петриенко. Родился в 1958 г. в Майкопе. Окончил филфак АГПИ. Позже – РГУ, где получил диплом практического психолога. С 1993 года работает в службе занятости психологом–профконсультантом. Женат, воспитывает трёх сыновей. Увлекается пешеходным туризмом и авторской песней. |
Аргументы и Факты – Адыгея: – Не совсем верится, что лидерские качества можно привить человеку, который остался без работы в возрасте «за 40».
С.П.: – К таким людям и подход другой. Ну, к примеру, сегодня у нас сокращают специалистов на почте: операторов, почтальонов, которые всю жизнь отправляли посылки и разносили газеты. Но сегодня эти профессии исчезают. Есть люди, проработавшие по четверть века на одном месте – на предприятии, заводе, и они хотят делать то же, что и делали, а это уже невозможно. Вот в службе занятости мы и стараемся их переобучить, перепрофилировать, чтобы они трудоустроились уже в ближайший месяц.
Трудиться без перерыва
Аргументы и Факты – Адыгея: – Но есть и те, кто не хочет обращаться в службу занятости.
С.П.: – Есть вариант заняться общественной работой, это – временная занятость. Я уверен, что нужно постоянно чем–то заниматься, иногда психологи даже берут грех на душу и советуют устроиться на работу без официального оформления. Общественные работы – это возможность поддержать мотивацию на должном уровне, мотивацию к тому, чтобы обрести постоянную занятость. Сезонные работы – тоже хороший вариант. Можно и материально себе помочь, и поддержать жизненный тонус.
Аргументы и Факты – Адыгея: – После такой мотивации вновь остаться без работы – не самый лучший заряд для тонуса.
С.П.: – Поэтому самый оптимальный вариант – всё–таки прийти в службу занятости, где всегда можно всегда подыскать что–то подходящее. Это не самые престижные профессии, но это возможность поработать.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Сегодня многие работают, как вы сказали, неофициально. А что делать, если человек устроился на сезонную работу и был обманут?
С.П.: – Если я решаюсь на подобную сделку и верю работодателю на слова, то я сам несу ответственность за последствия. Если меня обманули, у меня есть несколько выходов, в том числе и самый непродуктивный – конфликт. Первое – я могу найти в себе силы для того, чтобы бороться за справедливость, соблюдая все законы. Второе – честно признаться себе в том, что не только работодатель, но и я нарушили закон. Третье – обжёгся на молоке, на воду – дуешь. И вот это, наверное, самое не правильное, потому что важно вовремя извлечь уроки. Каждый опыт должен быть во благо.
Кто сегодня без работы?
Аргументы и Факты – Адыгея: – Считается, что люди сегодня просто не хотят работать – им проще жить взаймы, клянчить деньги у родителей. Не потому ли на селе молодёжь не хочет идти в комбайнёры, а в городе все ждут места в офисе?
С.П.: – Определённая часть молодых людей «застревает» в подростковом возрасте и продолжает жить по принципу «все мне должны». Современная молодежь в большинстве своём прагматична: если работодатель не способен предоставить материальных перспектив, то тот же выпускник теряет к нему интерес. Соответственно, какое–то время он живет по прежним студенческим правилам.
Аргументы и Факты – Адыгея: – И что предпринимает молодой человек? Смиряется и ждёт счастливого случая?
С.П.: – Для получения желаемого места в жизни и достойного уровня достатка необходимо целенаправленно развиваться в какой–то определённой сфере деятельности. Вот тогда молодой человек осознанно начинает заниматься тем, что раньше казалась ему малоперспективным. Например, менеджер устраивается торговым представителем, а экономист – кассиром. Кстати, сегодня у нас в городе очень много водителей, охранников и даже продавцов–консультантов с высшим образованием.
Аргументы и Факты – Адыгея: – А как обстоит дело с сельскохозяйственными профессиями?
С.П.: – Трактористы, комбайнеры, животноводы – дефицита в этих кадрах нет и не предвидится по той причине, что вся сельхозтехника сейчас находится в частных руках. А хороший фермер знает, кому доверить имущество, и готов хорошо платить профессионалам. Кстати, сельская молодежь, вопреки принятому мнению, сегодня готова «работать на себя», и в большинстве своём это делает. Пока самая напряжённая ситуация с трудоустройством в Майкопском и Шовгеновском районах. Чуть лучше – в Кошехабльском, здесь сказывается близость городов соседнего Краснодарского края. Ещё лучше – в Теучежском и Тахтамукайском районах и Адыгейске, потому что там народ более мобильный и люди сами ищут, куда приложить силы.
Аргументы и Факты – Адыгея: – А кто он – сегодняшний безработный?
С.П.: – У специалистов службы занятости есть юридическое понятие «длительно не работающий». Так вот, длительно не работающий – это человек, не приступивший к трудовой деятельности в течение полугода. После такого срока безработицы очень трудно вернуться к продолжению профессиональной карьеры. Снижается мотивация, человеком овладевают мрачные мысли и он становится менее интересным работодателям. Таких людей относительно немного, но и для них предусмотрены услуги по психологической поддержке и социальной адаптации.
Большая же часть тех, кто ищет работу – молодые люди. При грамотном сопровождении специалистов, в том числе и психологов, в них появляется готовность искать её самостоятельно.
А современный безработный – это человек, который большей своей частью ищет работу, а меньшей – нуждается в помощи.