Примерное время чтения: 6 минут
3360

Саният Агержанокова: «Европейские «ценности» могут похоронить культуру»

«АиФ-Адыгея» №35 27/08/2014

Артисты «Исламея» с опаской ехали в Польшу на международный фестиваль музыки, искусства и фольклора в Белостоке - рядом, на Украине, идут полномасштабные бои.

«Мы ехали через Белоруссию. Очень волновались, как примут россиян на той стороне. Перед отъездом я звонила в посольство Польши в Москве и спрашивала, стоит ли нам вообще ехать. Ответили сразу: стоит. Но предупредили, что градус нелюбви к России у поляков зашкаливает», - рассказала заслуженная артистка Адыгеи Саният Агержанокова.

Страна контрастов

Карина Кадиева: – Как же вас встретил польский зритель?

Саният Агержанокова: – В самом Белостоке знают, кто такие черкесы, казаки, знают искусство Адыгеи: мы приехали на фестиваль второй раз, до этого там побывали детский ансамбль «Казачата» и эстрадная студия «Радуга». В Белостоке нам аплодировали стоя, а после концерта зрители приходили за кулисы, благодарили и даже напевали черкесские мелодии.

Мы получили Гран-при фестиваля, пели на открытии и закрытии фестиваля, дали пять концертов - помимо Белостока были ещё Граево, Хайнувка и Чарна-Белостоцка. Везде «зелёный» свет. Когда при въезде в города узнавали, что мы - участники фестиваля, на таможне наш автобус пропускали сразу. Поляки спрашивали о разбившемся «боинге», о Крыме, об Украине. Оказалось, не верят поляки своим СМИ, где ни слова о беженцах с Украины, что тысячами едут в Россию, ни слова о жертвах гражданской войны, которая там идёт. Словно Украины и нет на карте.

Но неприятный момент был. Только не в Польше, а в Белоруссии. Таможенники долго не пропускали нас в Польшу, изощрённо поиздевались, не стесняясь в выражениях. Пока не вышел их начальник и не потребовал пропустить «артистов из Адыгеи». Почему так произошло - не знаю.

- Вы говорили с поляками на адыгейском языке. Почему?

Нас попросили устроители. Все коллективы-участники фестиваля приветствовали и говорили со зрителями на родном языке. Перед концертом рассказали на польском об «Исламее». А потом мы общались с залом только на адыгейском. На закрытии мы даже поблагодарили по-адыгейски председателя жюри, шефа Воеводского Центра развития культуры Анджея Дырдала.

Это было важно ещё и потому, что в последние годы Россию воспринимают однобоко. Позабыли, что это страна контрастов, где живут разные народы со своей культурой, традициями, обычаями. В этом наше богатство. Когда «Исламей» выступал в Гайд-парке на лондонской летней Олимпиаде, мы тоже обращались к зрителям на адыгейском языке. К девушке-организатору из России подошёл англичанин и сказал: «Этот коллектив не из России. У них музыка другая, они на вас вообще не похожи. Почему вы их представили, как россиян?». Та удивилась: «Как не наши? Это наши черкесы!».

Без платьев

- Слышала, при подготовке к открытию Паралимпиады в Сочи «Исламей» столкнулся с новыми европейскими «ценностями»?

- Вместе со знаменитыми хором им. Пятницкого и хоровой капеллой им. Юрлова «Исламей» должен был исполнить Гимн России и народную песню «Россия, матушка моя». Россия выделяла деньги на подготовку, но постановщиками зрелища были итальянцы, которые предложили всем коллективам надеть платья - и мужчинам тоже. Нам сказали: «итальянцы так видят Россию». К тому же надо «несколько сгладить» гендерный скандал, развернувшийся вокруг сочинских игр. Такого позорного решения мы не приняли. Я и худрук хора им. Пятницкого Александра Пермякова возмутились и наотрез отказались обряжать артистов-мужчин в платья. Даже если они от кутюр. В итоге их обрезали, и получились рубашки.

Думаю, открытие Паралимпиады потеряло от того, что все мы не надели свои национальные костюмы, которые по красоте затмили бы любые итальянские фантазии. Кстати, на фестивале в Белостоке многие поляки говорили, что навязанные им новые «ценности» могут похоронить народную культуру.

Потому что фольклор с чётко выраженной гендерной принадлежностью не вписывается в новые тенденции и становится противозаконным.

Заработать на культуре

- Владимир Познер в одном из интервью сказал: «Когда подчёркивается избранность какого-то народа, это не на пользу». Согласны?

- Нет, мы так редко эту избранность подчёркиваем, особенно в культуре, что скоро не будем знать, какие народы и с какой культурой живут по соседству. Мне понравился проект Мордовии, когда они все свои лучшие коллективы провезли по России, чтобы познакомить с искусством республики. Минкульт России выделил на это деньги. Почему бы то же самое не сделать Адыгее? «Исламей» и «Нальмэс», симфонический оркестр, «Русская удаль» - да мало ли у нас отличных разноплановых, профессиональных коллективов, которые знают и в России, и за рубежом? Но без помощи государства большому коллективу сложно.

- Деньги счёт любят, особенно вложенные. Окупятся такие вложения?

- 5 ноября «Исламей» едет с гастролями в Якутию. Местные власти полностью оплатили дорогу, проживание, содержание, затратив 1,5 млн руб. Мы даём два концерта. Уже сейчас ясно - будет аншлаг. Ещё один пример: однажды татарин-меценат пригласил нас с концертом в Набережные Челны. В первый раз - себе в убыток - нас никто в Татарстане не знал. Во второй раз мы два вечера выступали при полном аншлаге. Та же история была в Греции. «Исламей» по договору должен был выступать всего два вечера. Спели. И мэр острова Родос попросил петь в течение всей недели. Пели ещё пять вечеров.

Думаю, нам всем пора вспомнить простые истины: человека запомнят не по толщине кошелька, а по тем делам, которые он сделал.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах