Вытрезвители – нужны эти общественные заведения нам или нет?
В последние годы в Адыгее все чаще звучат мнения о том, что молодежь стала больше пить, а общество словно закрывает глаза на подростковые «заскоки» - неадекватное поведение в присутствии взрослых. Ментальности Адыгеи, где молодое поколение всегда воспитывалось в безоговорочном уважении к мнению старших, вообще не свойственно нарушение установленных норм и приличий. Однако яд, впрыскиваемый «зеленым змеем», потихоньку отравляет, а то и лишает нас будущего.
О причинах формирования в обществе алкогольной зависимости, о том, нужно ли бороться с доступностью спиртных напитков и к чему приводит не желание отличать предпринимательство от предприимчивости, рассказала специально для читателей «АиФ – Адыгея» главный нарколог республики Римма Спирина.
Беда лидерства
- Римма Анатольевна, каковы основные причины пьянства в молодежной среде?
- Причин много. С точки зрения психологии, как говорят – выпил с горя. Люди пьют, чтобы стать веселыми, чтобы «утопить» гнетущие проблемы. Есть поведенческие причины. Желание лидерствовать, быть коммуникабельным или бесстрашным – довольно часто становится причиной алкогольной зависимости у довольно интеллектуальных детей, которые на фоне ровесников проигрывают в общении. Они находят для себя какое-то психоактивное вещество, которое помогает раскрепощаться, казаться сильным, смелым, красивым, в общем – супер, как говорят дети. Такое состояние начинает очень нравиться, что приводит к зависимости.
- Считается, что раз-другой не приведет молодой организм к постоянной тяге, допустим, к бокалу с пивом. Это так?
- Зависимость такая вещь, что получить ее можно в любом возрасте. У нас был случай с девушкой, которая проходила у нас амбулаторный курс лечения от стойкой зависимости, причем, к шампанскому. Ей не было еще и 20 лет, кстати, она сама была очень заинтересована во врачебной помощи и, думаю, мы ей помогли.
- Были какие-то причины в семье?
- В общем-то, зависимость невольно спровоцировала ее мама. Девочка росла в неполной семье и воспитывалась мамой довольно-таки строго. К сожалению, в строгости у родителей иногда бывает перебор, что, так или иначе, потом сказывается на поведении и жизни человека. В этом случае получилось, что девочка выросла неконтактной, практически не общалась с ровесниками. У нее появилось большое количество комплексов - фобий, например, она упорно считала себя некрасивой, что часто бывает у подростков. Эти проблемы спровоцировали личностную замкнутость. И мама, осознав, что вырастила в дочери комплекс одиночества, старалась ее раскрепостить. Они подружились с семьей, в которой часто бывали гости, она там впервые попробовала шампанское, от которого ей было легко в общении с другими людьми, снимались комплексы. А это как раз и есть одна из причин формирования зависимости.
Кровь требует?
- Это присуще каждому человеку?
- Есть, безусловно, внутреннии изменения в организме, которые могут ускорить или замедлить процесс формирования алкогольной зависимости. На это влияет состояние ферментной системы, органов. Например, если человек в детстве переболел так называемой желтухой или получал травмы головы, сотрясение мозга, он может гораздо быстрее пристраститься к алкоголю. А взрослая жизнь ухудшает ситуацию, поскольку сказывается влияние окружающей среды, качество питания и прочие факторы. Когда алкоголь попадает в кровь, функцию детоксикации в организме выполняет наша печень, в которой под действием ферментов происходит распад алкоголя. Те люди, у которых алкоголь в неизмененном виде остается в организме чуть дольше, легче подвержены формированию зависимости. Так же влияют на этот процесс и микротравмы головного мозга.
- А психологические факторы важны в меньшей степени?
- Если мы говорим о заболевании алкоголизмом, то учитываются факторы окружающей среды, которая формирует поведение человека, а не только его физическое состояние. Как в случае с девушкой, получившей зависимость от шампанского, есть различные причины, приводящие к такой проблеме, включая домашнюю обстановку и генетические факторы.
- Вы можете сказать о росте числа страдающих алкоголизмом?
- Если говорить о стоящих на учете в наркологическом диспансере, то есть о тех, кто имеет хроническое заболевание алкоголизмом, их количество в Адыгее не увеличивается. Показатель заболеваемости мы обычно «измеряем» по так называемой категории впервые выявленных больных. Вот если говорить о заболеваемости, то в Адыгее отмечается тенденция к снижению их численности. Говоря об интенсивных показателях, а все статистические сравнения в наркологии мы вычисляем на 100 тыс. населения любой территории, в 2009 г. в Адыгее интенсивность заболеваемости составляла 132,7, в 2010 – 129, по итогам 9 месяцев 2011 г. – 63,6 человека. В других регионах, в целом по России этот показатель выше, поэтому мы говорим, что в Адыгее картина значительно лучше.
- Есть мнения, что алкоголь, как и привыкание к наркотикам, не лечится. Это так?
- Алкоголизм – это болезнь, и она, безусловно, излечима. Но мы считаем человека вылечившимся только в том случае, если он полностью отказывается от алкоголя.
Закон и посуше!
- То есть противопоказан даже бокал шампанского? А как же народные традиции застолья по праздникам?
- Традиции сами по себе, если их правильно соблюдать, не приводят к болезни. Если говорить о лечении от алкоголизма, то это – полный отказ от употребления спиртных напитков. Никаких нюансов, вариантов в этом отношении быть просто не может. Дело не в том, что бокал шампанского – это большое зло или сильная интоксикация организма. Но если человек страдает зависимостью от алкоголя, для того, чтобы спровоцировать симптомы зависимости, в первую очередь психической, не обязательно выпить много. Достаточно принять 25 капель валерианки или корвалола, любого лекарственного препарата, содержащего алкоголь. Это может привести к возврату поведения алкогольной зависимости. Поэтому важную роль в лечении алкоголизма играют не только специальные медикаменты, но, прежде всего, психотерапевтическая помощь. Полный отказ от алкоголя дает шанс на выздоровление.
- Римма Анатольевна, а почему во Франции пьют много и не спиваются?
- Это зависит от культуры пития. Но не только. Есть так называемый южный тип человеческого организма, в котором больше ферментов, способствующих скорости распада и выведения алкоголя. Во Франции, как и в южных регионах России, растет очень много фруктов, люди едят их в большем количестве, чем в других регионах. Например, тот же виноград. - Поэтому в Адыгее меньше пьющих? - Я бы так не сказала. Конечно, культура пития заложена традициями застолья. Но кроме того, у южан больше развито чувство взаимовыручки – они не отпустят знакомого «подшофе» идти домой. Осуждение пьяных здесь всегда играло очень большую роль в общественных принципах.
- Алкоголизм молодеет?
- У нас две категории молодежной среды, в которых мы берем детей на учет. Первая – от нуля до 14 лет, вторая – от 15 до 17 лет, то есть подростки. В первой категории у нас нет больных детишек. Зато есть подростки. В прошлом году за 9 месяцев нами было выявлено два подростка с диагнозом уже хронического алкоголизма, в этом году - один. Если говорить о тех, кто, как мы называем, выпил с вредными последствиями для здоровья, то есть не имеет стойкой зависимости, то здесь уже картина другая. В прошлом году в первой категории, то есть до 14 лет, было зарегистрировано 17 детей, а в этом – 16. В категории подростков статистика еще хуже, в прошлом году их было 63, а в этом – 41. Я сравниваю периоды 9 месяцев, чтобы были видны тенденции в статистических данных. Кстати, абстинентный синдром – то есть синдром отказа от алкоголя у детей проявляется сильными психозами! Вообще дети в поведенческом плане очень заметно меняются, тех, кто выпил любой «энергетический» или малоалкогольный напиток, можно заметить сразу.
- Доступность алкоголя, которую не ограничил даже закон об ограничении времени продажи спиртного и близости торговых точек к детским и общественным учреждениям, играет роль?
- Безусловно. Я считаю, что любое ограничение продажи алкогольных напитков сразу же влияет на сокращение пьющих людей. Даже взрослых, не говоря о детях. И здесь нужно постоянно говорить о моральных принципах нашего общества. Стойкая зависимость от морали лучше, чем зависимость от прибылей. Даже в бюджет страны.
- Так называемый «горбачевский закон» кого-нибудь отлучил от спиртного или наоборот, вызвал всплеск суррогатного пьянства?
- Да, статистика тогда сразу показала, что алкоголиков стало значительно меньше. Что касается суррогатов, отвечу так: этиловый спирт – самый страшный яд на свете.
Цифры и факты
В Адыгее в 2009 г. с синдромом впервые выявленной алкогольной зависимости было зафиксировано 588, а в 2010 г. – 572 человека. По итогам 9 месяцев 2009 г. таких больных наблюдалось 309, в 2010 г. – 286, и в 2011 г. - 282 человека, что, по мнению специалистов, свидетельствует о тенденции к снижению хронической заболеваемости.
В статистике заболеваемости наркологи выделяют и категорию алкогольных психозов. Это острые болезненные состояния, возникающие при хроническом алкоголизме на фоне похмельного синдрома. Количество таких больных в Адыгее колеблется от 80 до 90 человек, эти цифры постоянны в течение многих лет. Эти показатели скрыть невозможно, поскольку с диагнозом алкогольного психоза пациенты поступают на лечение в стационар. Если отделить алкоголизм от острых алкогольных психозов, цифры получаются меньше: по полугодиям, начиная с 2009 г., соответственно – 251, 243, 238 человек.
Средний показатель алкогольной зависимости, то есть количество выявленных алкоголиков на 100 тыс. населения, в России составляет 112,5 человека. В Адыгее он несколько ниже – 109,6.
Кроме диспансерного учета, специалисты выделяют и статистику профилактического наблюдения. В этом случае больным, выявленным при административных правонарушениях или доставленных в стационар родственниками, ставится диагноз – употребление алкоголя с вредными для здоровья последствиями. Это – группа людей, еще не ставших алкоголиками, но активно идущих к хроническому заболеванию. По итогам 9 месяцев 2009 г. таких случаев наблюдалось 200, в 2010 г. – 201человек и 187 – в 2011 г. Диспансерное наблюдение за человеком, прошедшим курс лечения от алкогольной зависимости, ведется в течение 3 лет. Если в течение этого срока бывший больной выполняет все предписания врача, совсем не употребляет алкоголь, регулярно, в соответствии с графиком, установленным минздравом РФ, является на контрольные посещения нарколога, он снимается с учета. Наркологи считают, что алкоголизм излечим, однако, о людях, снятых с диспансерного учета говорят с осторожностью – находится в периоде длительной ремиссии болезни.
Досье
Римма Спирина - родилась в ст. Старощербиновской Краснодарского края. В 1985 году окончила Кубанский медицинский институт. Во время учебы работала медсестрой в отделении нейрохирургии Краснодарской краевой больницы. В Майкоп приехала по распределению после окончания института. Занимала должности завмедслужбой, затем главного врача дома-интерната для престарелых и инвалидов. Уже 16 лет является главным наркологом РА, заслуженный работник здравоохранения Адыгеи. Под фото «Под градусом» человек нравится сам себе. Цифра 57 детей уже могут стать алкоголиками.