Высокая степень этничности без государственности - это уникальный феномен в истории, демонстрируемый прежде всего зарубежной адыгской диаспорой. Вынужденная существовать в других государственных системах, в совершенно замкнутой социальной среде, она смогла не только сохранить традиционную национальную культуру, но и не утерять чувство принадлежности к родной земле. Сегодня адыгская диаспора является своего рода монолитным социальным институтом, занимающим стабильную и уверенную позицию в социально-экономической и общественно-политической жизни других государств.
В России проживает только около 500 - 600 тысяч адыгов. Несмотря на диспропорцию, именно адыги, проживающие на своей исторической родине, сегодня являются основным связующим звеном в сохранении и развитии адыгских национальных традиций, культуры, языка. Все это благодаря общероссийской, в том числе республиканской политике, направленной на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, на сохранение самобытности каждого народа.
После русской, адыгская диаспора является самой многочисленной. Ее потенциал, к сожалению, не принимался во внимание и не оценивался должным образом в советской и постсоветской исторической практике. Однако сегодня российское и мировое сообщества подошли к такому этапу своего развития, когда решение большинства проблем видится в сопряжении с общечеловеческими, нравственными ценностями.