С конца 2011 г. активист региональной охраны природы атакует надзорные инстанции жалобами, завалы которых разгребают проверяющие. В 2012 и 2013 гг. только в республиканскую прокуратуру им было подано 19 заявлений с требованиями о проверках предприятия «Киево-Жураки АПК», которое выращивает в Адыгее свиней и кормит мясом практически весь юг России, и жалобами на тех, кто эти проверки проводил. Причём борется он с аграрным предприятием за чистоту, играя на религиозных чувствах местных жителей.
Вирус пропаганды
Ажиотаж вокруг аграрного предприятия в Адыгее сразу же попал в соцсети.
«Свинарники в Теучежском районе инвестор из Карачаево-Черкесской Республики начал строить в конце 2008 года, а уже через год новостройка приняла своих «постояльцев» - племенных свиней из Канады. Весной 2010 года они дали первое потомство, а к концу года свинокомплекс реализовал 22,9 тыс. голов свиней, произвёл на убой в живом весе 2,5 тыс. тонн мяса. В 2011 году первая очередь предприятия заработала уже на полную мощность, производя до 65 тысяч свиней за год. В этом же году стало ощутимо негативное влияние свинокомплекса на окружающую среду», - говорит руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Валерий БРИНИХ.
Борьбу эколог развернул под флагом заботы о местных жителях, но скоро стал обвинять в корыстной заинтересованности инвестора и власти.
Проект строительства первой очереди свинокомплекса получил положительное заключение Госэкспертизы Адыгеи в октябре 2008 г. - до начала стройки. После этого администрацией Теучежского района в начале ноября 2008 г. были выданы разрешения на строительство свинокомплекса на 2,5 тыс. свиноматок, комбикормового завода и зернохранилище.
С вводом первой очереди в работу и выходом на плановую мощность предприятие регулярно вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2011 и 2012 гг., что обязательно по закону.
«Недочёты, которые выявили первоначальные проверки работы свинокомплекса, устранены. Комплекс построен по самым новейшим технологиям. Это закрытое предприятие полного производственного цикла, которое имеет IV класс экологической защиты. Хотя объём производства не превышает III класс защиты, все законные требования по зонированию, дальности расположения комплекса от населённых пунктов, соблюдены. Кроме того, 2 августа 2010 г. предприятие получило лицензию на обезвреживание вредных отходов, а 10 июля 2012 г. управлением Росприроднадзора по КЧР выдана лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности», - говорит независимый эколог из компании «Агро Эко» Карачаево-Черкесии Руслан КОДЗЕВ.
На 1 ноября 2014 г. в мясопромышленной отрасли Адыгеи, по словам специалистов, содержат 64 349 голов свиней, из них на долю крестьянско-фермерских хозяйств приходится только 488 голов. В республиканском Минсельхозе говорят: «Всё дело в том, что небольшие крестьянско-фермерские хозяйства не в состоянии обеспечить высокую степень биозащиты для свиноводства, а весь юг России сильно пострадал от распространения вируса африканской чумы свиней. В соседнем Краснодарском крае, например, большую часть поголовья животных вынуждены были уничтожить в 2010-2011 годах».
«В 2011 году Россельхознадзор РФ рекомендовал всем регионам перейти на промышленное производство свиней, чтобы свести к минимуму распространение вируса чумы. Агропромышленный комплекс в Теучежском районе имеет так называемый четвёртый компартмент производства - то есть высшую степень биозащиты. Комплекс такого уровня может спокойно работать и продавать свою продукцию на территории всей России, даже при введённом на территории региона карантине - при условии, что у него не будет контактов с предприятиями, отнесёнными к низкой степени защиты», - говорит главный специалист-эксперт отдела животноводства и племенного дела Минсельхоза Адыгеи Измаил ДОХУЖЕВ.
Закошмарил дело
Проверки, которых требовал эколог-единоличник не выявляли крупных нарушений, а только мелочи. И требование о возбуждении уже уголовного дела против агрокомплекса, творящего в Адыгее «грязный бизнес», Бриних направил в Следственное управление СК РФ по РА.
Как следует из жалобы, предприятие загрязняет окружающую среду в районе хуторов Шевченко и Петров Теучежского района. 10 октября 2014 года старший следователь следственного отдела по Теучежскому району СУ СК РФ по РА Рудомаха в возбуждении уголовного дела по жалобе Бриниха отказал «за отсутствием состава преступления». В документе на шести листах перечислены все внеплановые проверки Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, начиная с весны 2012 г. Однако ни одна из них нарушений, на которые указывает Бриних, не выявила.
«Административные правонарушения проверяющие находили, но это мелкие огрехи, которые к претензиям Брининиха не имели никакого отношения. Какие-то недочёты всегда обнаружатся на любом предприятии, тем более, у комплекса такого уровня, и штрафы предприятие сразу платило. В апреле 2013 года Бриних обратился в Тейчежский районный суд с иском - приостановить работу предприятия. Районный суд ему в исковых требованиях отказал. На это решение он подал жалобу в коллегию по гражданским делам Верховного суда Адыгеи, который решение районного суда оставил в силе», - говорит начальник юридического отдела «Киево-Жураки АПК» Аслан ПСЕУНОВ.
В мае 2013 г. свинокомплекс подвергли новым лабораторным исследованиям, к которым привлекли Краснодарских и Ростовских независимых экспертов. Превышения допустимых норм сброса загрязняющих веществ на почве специалисты не обнаружили. Суды и Следственный комитет вынесли свои решения, но активист-общественник спорит и с проверяющими из ЮФО.
К примеру, в одном из ответов на очередную жалобу из регионального отдела федерального экологического надзора по РА экологу ответили: «...В полномочия управления Росприроднадзора не входит подтверждение достоверности сведений, полученных из прокуратуры».
Что «плохо воняет»?
Предприятие работает по технологии, разрешённой не только в РФ, но и в Европе. Природоохранник в Адыгее оспаривает запах вокруг свинокомплекса. То есть превышение ПДК азота в воздухе, который, собственно, пахнет. Но санитарные надзоры разных инстанций утверждают: концентрации азота в больших дозах нет.
«Если я - владелец предприятия, у меня в аренде 5,6 тыс. га земли, на которой я выращиваю корма для свиноферм, неужели я стану эти поля травить? В доводах защитника природы нет никакой логики», - говорит Кодзев.
В Теучежском районе фирма «Киево-Жураки» создала 240 рабочих мест, где люди получают приличную зарплату, соцпакет. Ежегодно предприятие платит 30 млн руб. налогов в бюджеты района и республики. Ещё 6,7 млн руб. составляет арендная плата за землю. Так в чём проблема? Работники предприятия, которые живут в этом же районе, уверены, задача эколога - чистый производственный саботаж! Он стремится проникнуть в санитарно-охраняемую зону - в цеха, что вообще запрещено четвёртым уровнем биозащиты.
«Специфика любой фермы - запах. Но если бороться с запахом, то у нас не будет ни молока, ни мяса. Фермы находятся в районе хутора Шевченко, а жалобы природоохранник собирает в аулах Габукае и Ассоколае, которые удалены от предприятия на 10 км как минимум. Он просто навязывает местным борьбу за экологию - агитирует вступать в ряды Всероссийского общества охраны природы», - говорят местные жители.
Он нашёл свои аргументы для жителей Адыгеи, в особенности пожилого возраста, стал акцентировать внимание на религиозных чувствах людей верующих, используя национальный фактор. Тему подхватили в соцсетях «зелёные» Краснодарского края, некоммерческие организации.
Самый крупный поставщик куриного мяса в республике - Адыгейское бройлерное объединение. Это - альтернативное по объёмам производство мяса. Говядины и баранины в хозяйствах Адыгеи производят в разы меньше. Свинокомплекс в Теучежском районе практически полностью обеспечивает республику свининой и часть Краснодарского края.
Но эколог-активист утверждает: свинокомплекс Адыгее не ко двору. Точнее, не всем по вере.