Почему транспортный поток пестрит желтыми «Газелями», а доехать в нужное место бывает проблематично? Да просто потому, говорят водители, что есть выгодные для заработка маршруты, а есть те, на которых можно и «прогореть». Поэтому водители маршрутных такси часто ведут себя неадекватно.
Городской трафик
Уличное дорожное движение маршруток в Майкопе напоминает «гонку за лидером».
- Маршрутные такси лавируют в потоке транспорта, не заботясь о комфорте пассажиров, которых в салоне бросает из стороны в сторону! Водитель так резко затормозил на перекрестке, что я упала с сиденья в проход, удержаться было просто невозможно, - жалуется одна из пожилых пассажирок.
Дело в том, что в столице Адыгеи насчитывается 24 маршрута для перевозки пассажиров «автобусами малой вместимости». На этих линиях в день работают одновременно до 400 машин. Однако по этим же улицам ходят и другие виды городского транспорта. Как быть конкурентоспособными в такой насыщенности движения? Безусловно, скорость становится важным фактором «удачливости» в стремлении заполучить своего пассажира.
Несмотря на интенсивность движения, качеством маршрутных перевозок возмущаются многие. Например, зимой проявилось тотальное отсутствие машин на некоторых городских направлениях. Микроавтобусы с одинаковыми номерами маршрутов идут один за одним, а других приходится ждать подолгу. В вечернее время уехать из центра города в отдаленные спальные микрорайоны вообще невозможно.
- После 20 часов вечера в Майкопе мы работаем вообще «неофициально» - отделом по благоустройству городской администрации был так установлен график движения. Да и работать в вечернее время в Майкопе себе в убыток - пассажиров просто нет, - рассказал водитель городского микроавтобуса.
В Майкопе действует официально установленный интервал между машинами каждого маршрута -3 минуты, но водители его часто нарушают, а вечером сами сходят с трассы, никому при этом не отчитываясь. Ответ пассажиру прост: не нравится мерзнуть на остановке, вызывай легковое такси. Комфорт обойдется в 9 раз дороже… Контроль за движением, как полагают городские власти, наведет спутниковая система слежения.
Цена дороги
Как пояснили в администрации города, график движения маршрутных такси регулируют сами компании-перевозчики. Чиновники мэрии рекомендуют учитывать пассажиропоток, но насколько считаются с этими рекомендациями в транспортных компаниях, которых в городе около десятка? Работать в убыток не будет ни компания, ни водитель. А потому и «делят» маршруты между собой «конкурсным методом».
- «Кататься» на некоторых маршрутах неперспективно. Поэтому лучше заплатить деньги, и получить в компании выгодное направление, на котором будешь ездить минимум три месяца и выполнишь свой квартальный план, - поясняют водители.
Выгодные по времени и напряженности маршруты перевозчики разыгрывают как на междугородних направлениях, так и внутри столичного центра. И транспортная конкуренция начинается на этом уровне. Чтобы «встать» на выгодный маршрут, нужно иметь комфортабельный автобус, беспроблемный водительский стаж, рекомендации и деньги. Все это подразумевает заботу об удобстве пассажиров. Но в условиях ежедневных перевозок не до удобств?
Водители говорят - в Майкопе, в условиях работы городского транспорта сложно оправдать затраты на топливо и ремонт автомобиля. Плюс налоги. Поэтому, как только поток людей редеет на вечерних улицах, работать за 10-ти рублевый тариф не выгодно, а увеличить стоимость проезда в маршрутке в вечернее время до 15 рублей никто не решается - перевозчики боятся властей, власти - недовольства жителей.