«Сегодня мы жалуемся на молодых. Но кто их воспитал? Кто не привил им понятия прекрасного? Сегодня единицы из них знакомы с народными промыслами. А ведь это сердцевина, лицо любой культуры. Так что в бездуховности современной молодёжи виноваты взрослые», - считает организатор фестиваля адыгейских народных промыслов Аслан Негуч.
Держим ритм
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Вы организовали первый в республике фестиваль народных промыслов на общественных началах. Неужели не спрашивают: зачем вам это надо?
Аслан Негуч: - Я делаю это для сохранения богатой народной культуры России. Это не высокие слова. В прошлом году меня пригласили на первый всероссийский фестиваль и выставку народной культуры, который прошёл в Сочи. Мы повезли туда золотое шитьё, музыкальные инструменты, циновки, национальные костюмы, единственную в мире коллекцию национальных кукол. Адыгея выглядела очень ярко. Для гала-концерта отобрали шесть мастеров из 85 регионов. В числе шести был и я.
На закрытии режиссёр вплёл народные промыслы в заключительный четырёхчасовой концерт - на сцену выходили танцоры-певцы, а вокруг сцены в окружении детей на подиумах работали мастера. Мастер-класс на глазах зрителей. Я, например, показывал, как изготовляют трещотки. Вот о чём надо говорить, вот на чём надо воспитывать. Не все у нас погрязли в криминальных сериалах.
- Что запомнилось больше всего?
- Маленькая москвичка из ансамбля русских народных танцев. Дети подходили к каждому подиуму и шли дальше. А она долго стояла рядом со мной, всматривалась в работу. Я и спросил: может ли она станцевать русский танец, я саккомпанирую. Удивилась, но согласилась. Я сразу понял - талантливая. Ритм её русского танца на адыгских трещотках «держал». Мне потом гости фестиваля говорили: «Только вас на экране и показывали».
- Вы никогда не отказываете экскурсантам, но ведь свободного времени почти нет.
- Его совсем нет. Но как могу отказать, особенно если речь идёт о детях? 1 сентября мне звонят из школы-интерната: «Аслан, дети хотят с вами встретиться». Зачем я туда пойду? Пусть они приедут ко мне. Чтобы не рассказы о промыслах слушать, а увидеть их, потрогать своими руками, посмотреть, как работают мастера. У нас сейчас удивительная коллекция адыгских кукол в национальных костюмах - единственная в мире. Я плотно изучаю тамги - родовые знаки. Культура каждого народа - это глыба, сгусток истории.
Русская ложка оттачивалась веками. А сколько создавалась адыгская черкеска? А потом мы начали отходить о того, что предки создавали столетиями. Сейчас возвращаемся к истокам, ведь без прошлого нас ждёт нищее будущее.
- Председатель правления Ассоциации народных промыслов Геннадий Дрожжин сказал: «Промыслы пережили и революции, и глад, и бунты, а в наши сытые времена пребывают в забвении». Почему?
- В революциях каждый народ потерял многое, остались крохи. Мы к богатым нашим промыслам, которым завидует Запад, относимся не по-хозяйски. Но во времена голода и революций надо было выживать - не до промыслов, вроде. Прогресс и цивилизация не должны убивать народную культуру - мы должны поворачиваться к тому, из чего вышли. Только на более высоком уровне, с новыми технологиями, красками. Я уважаю японцев, у которых сегодня и вчера тесно переплетаются. На цветение сакуры, на весенний праздник кукол женщины и девочки выходят в традиционной юкате.
Кто перегнал Америку
- Сегодня русскую матрёшку, расписные платки и гжель делают китайцы. В промышленных масштабах. Не обидно?
- В Китае даже есть завод по производству матрёшек. Думаю, не один. Они занимаются поставками русских сувениров по всему миру, вплоть до Соединённых Штатов. Правда, рисунок наносится не вручную, а с помощью компьютера. Но в день с конвейера завода сходит до трёх тысяч русских кукол. Оборот производства - один млн долларов в месяц. К чему я это говорю? Мы ещё студентами смеялись над китайцами - хотят перегнать Америку. Они и перегоняют. Несмотря на качество, которому с нашими матрёшками не сравниться, люди поддерживают известный бренд. А наши мастера учеников не могут найти.
- Что поняли китайцы, занимаясь нашими ремёслами, а чего не поймём мы?
- В Китае целые семьи занимаются той же русской матрёшкой. И государство платит неплохие деньги за труд артели ремесленников, снижая плату за коммунальные услуги. То же - в Турции: если предприятие занимается теми же народными ремёслами, электроэнергия для него стоит дешевле, чтобы имели возможность расширять производство. Есть понимание, что это пусть и чужая, но культура, которую надо уважать, это уникальные ремёсла, которые приносят в казну государства немалые деньги. До нас это пока не доходит. Причина простая: как только ты начнёшь делать что-то, тебя задавят налогами. И желание шевелиться пропадёт. Потому у нас всё китайское и турецкое.
Народная культура, ремёсла - это фундамент, на котором воспитываются дети. Посмотрите на Украину - куда подевались международные фестивали народной музыки с приглашением гостей со всех стран мира? Где гастроли украинских певцов-народников и бандуристов? Вместо них - ограбленные музеи, пошлые частушки про москалей да фашистские марши. На примере Украины сейчас главное не забыть, что народная культура – это ещё и безопасность страны.