У времени в плену
Апофеоз праздника - финальное дефиле. Необычное и красочное зрелище: наряды времен правления китайской династии Мин, красавиц Чингизхана, детальная реконструкция нижегородского сарафана XVI века (из собрания Британского Национального музея), этнические одежды Абсны – «страны души». Зрители хватались за фотокамеры. 47 коллекций 50 модельеров, из которых половина только начинает путь в искусстве высокой моды.
- Символично, что именно на древней земле Адыгеи проводится этот уникальный конкурс. Одежда – неотъемлемая составляющая культуры любого народа. Интеграция разных культур в костюме – не только веяние моды, но и стремление к миру, - отметила Раушан Канапьянова, автор проекта «Этно-Эрато», председатель жюри, доктор политических наук.
Эпоха новизны
Идея коллекции «Ярославна» для выпускниц МГГТК Юлии Бобрышевой и Татьяны Рединой началась с кружев из льняных нитей. За 4 месяца натуральные ткани, разрисованные пуговицы, ряды бусин ручной работы «сложились» в изысканные костюмы. По ходу дела авторы учились плести лапти, мастерить сафьяновые сапожки. Армения представила на «Этно-Эрато» сразу 5 коллекций. Студентка Национальной академии изящных искусств Астгик Халатян взяла за основу «Венецианский карнавал» и лихо преобразила: от масок с авторским орнаментом до укороченного каркаса платьев. В основу дипломной работы «Пять вершин» Александры Косенко (Ростовский технологический техникум легкой промышленности) легли идея единства мироздания, элементы архитектуры китайской пагоды, силуэты женского костюма Поднебесной. Как? С помощью батика, вышивки бисером на сатине и шелке, органзы. Модельер-дизайнер Лидия Будищева (Республика Соха, Якутия) черпала идеи для коллекции «Из прошлого в будущее» из малоизвестных фактов истории и археологии XVII-XVIII вв. Асимметричный крой одежды кочевников, осовремененный хаппар – поясная сумка вместо кармана, обязательная деталь якутского костюма. Орнаменты из тесьмы, бисера на парче, в комбинации с мехами выглядят изысканно.
Наследие
По словам Лидии Куртеновой, дизайнера гуманитарно-технической академии (КЧР), представленная на «Этно-Эрато» коллекция «Наследие» дизайн-студии «Art energi» - «освоение» войлока, древнейшего материала черкесов. За основу орнамента взяты тамги 4-х главных кланов карачаевского народа. «Исток» - реконструкция Ирины Шишовой, завотделением дизайн-костюма Ставропольского краевого художественного училища, – насчитывает более 20 русских костюмов XVI-XIX вв. Из 8 привезенных «раритетными» Ирина считает женский костюм Симбирской губернии с «отголосками» Китая и воронежский праздничный.
Церемония награждения
Судьи были единодушны: Гран-При «Этно-Эрато» и премию «Золотая игла с нитью» получила коллекция «Родник» Суанды Уджуху (МГГТК), 1 место в номинации «Лучший костюм народов Кавказа» заняла работа «Черкешенка» Симы Негуч (Майкоп). В номинации «Лучший славянский костюм» победу одержала работа «Ты, Россия, мой берег» Юлии Пресняковой, Людмилы Ивановой (Гатчина). Коллекция «Царицы Востока» дизайнера Центра моды Улан-Батора Мунхцэцэг (Монголия) – сильнейшая в номинации «Лучший костюм народов Востока», коллекция «Дуней» Роситы Ашхамаховой (Краснодар) – в номинации «Этнические мотивы в современном костюме». 10 участников конкурса получили дипломы, подписанные народным художником РФ, доктором искусств, профессором Вячеславом Зайцевым.