Примерное время чтения: 6 минут
266

Как сберечь физическое и эмоциональное здоровье школьника?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. «АиФ-Адыгея» 19/09/2012

«Минус» раннего обучения

Тема раннего обучения популярна в родительской среде. Особенно при подготовке к школе. Однако стоит ли торопиться усаживать 3-4 летних малышей за книги?

По мнению школьных психологов, раннее обучение лишает детства! Ребёнку нужны прикосновения и объятия родителей, а не карточки Домана. Поэтому в раннем развитии очень важно не перегнуть палку, чтобы детство ребёнка не было потеряно между постоянными кружками и секциями, школами раннего развития и занятиями дома. Очень часто родители в погоне за знаниями просто не дают ребёнку выбора.

С 3-4 лет не стоит «заморачиваться» с чтением, счётом и прописью! Тем более, что в большинстве случаев, если ребёнок не хочет учиться в четыре года, все родительские усилия бесполезны. В школе всё равно грамоте и счёту научат. Конечно, иногда встречаешь таких детей, которые в три года уже вовсю считают, бегло читают и могут пересказать прочитанное. Кажется, что они настолько развиты, что им не три года, а значительно больше. Но результат ли это раннего развития или ребёнок сам по себе смышлёный?

- У меня был случай, когда при поступлении в 1-й класс ребёнок бегло читал. Выяснилось, что научиться читать он решил сам. Родители купили ему компьютерную игру «квест», а прочесть текст в открывающихся окнах ребёнок не мог. Чтобы всякий раз не звать на помощь родителей, он решил сам освоить грамоту. Но одно дело - желание ребёнка, и совсем другое - сверхожидания родителей, которые часто не оправдываются и в будущем могут обернуться потерей здоровья для ребёнка, лишённого детства, - рассказала школьный психолог Лариса Страшко. С ребёнком необходимо заниматься. Но не надо копировать школу! За партой ваш ребёнок ещё успеет насидеться! Раннее обучение полезнее заменить ранним развитием.

Первоклашки сели за парты. Новые знакомства, новые друзья, первые открытия и трудности - каждый ребёнок переносит их по-разному. Всё зависит от адаптации и здоровья.

Как сберечь физическое и эмоциональное здоровье школьников, решил выяснить «АиФ-Адыгея».

Теория 12-ти объятий

Родителям нужно помнить: адаптация для ребёнка - это всегда стресс! На адаптацию уходит полгода жизни маленького человека. Быстрей привыкают к школе дети, которые имеют опыт положительного общения в коллективе детсада, готовы отстаивать свои интересы в «борьбе» со сверстниками. У них адаптация занимает 1-2 месяца.

Как показал мониторинг среди первоклашек, проведённый семейным психологом г.Майкопа Ларисой Страшко, если раньше не хотели идти в школу не более 10-15% детей, то сегодня - абсолютное большинство.

- Почему? Домашние «заготовки», с которыми многие родители начинают подготовку отпрыска к школе, - это суровые напутствия типа «Начнётся школа, тогда узнаешь, по чём фунт изюма!», «В школе тебя научат жизни!» до криков: «Я за тебя должен уроки делать, балбес?» Кто после такого прессинга жаждет пойти в школу? - говорит Лариса Страшко.

Так, может, стоит вместо запугивания заняться теорией 12 объятий, которые нужно дарить человеку любого возраста ежедневно? Почаще говорите своим детям, как сильно вы их любите, хвалите. Не бойтесь открыто проявлять нежность или просить прощения у ребёнка за свои ошибки. Поинтересуйтесь, как прошёл день школьника, расспросите о новых друзьях. Проверьте, не тяжёл ли портфель: его вес должен быть не больше 1,5 кг. Поэтому лучше запастись двумя комплектами учебников - для школы и дома. Развивая память школьника, спрашивайте у учителя тему будущего урока. И рассказывайте ребёнку хотя бы в общих чертах. В республике много всевозможных кружков. Но не спешите с первого класса отдавать туда ребят. Пусть адаптируются сначала к общеобразовательной школе.

Дефекты общения

Ребёнку полезен здоровый сон. Лёг спать после школы? Не будите! Пусть не выучит один урок, зато сбережёт здоровье. Сон школьника должен составлять 10-12 часов. По словам педиатров детской поликлиники №2 г.Майкопа, в сентябре-октябре повышается количество заболеваний. Ваш ребёнок становится вялым, жалуется то на головные боли, то на боли в желудочно-кишечном тракте, то на простуду? Болеет, не переставая? Проконсультируйтесь у детского психолога. Возможно, бесконечные болезни, плаксивость, уход в себя - последствия дезадаптации в школе.

- К нам чаще всего обращаются дети с жалобами на нарушение осанки, простуду и боли в желудке. Причём, чем старше ребёнок, тем проблема серьёзней. Если со сколиозом к нам приходит 6% первоклассников, то у 14-летних это заболевание встречается в три раза чаще. Огромное значение имеет режим дня и соблюдение гигиены умственного труда. На уроки - не больше 40 минут! С обязательной физкультминуткой. Привыкли летом ходить на бассейн, делать зарядку? Не стоит от этого отказываться! Полезны и прогулки не менее 3-х часов, - рассказала главный врач детской поликлиники №2 Нурия Швецова.

Кроме того, в питании по максимуму используйте витаминный потенциал лета: свежие овощи, фрукты. С горячим завтраком, вторым обедом и лёгким ужином.

Педиатры республики обратили внимание, что у большинства детей всё чаще встречаются дефекты речи. Как оказалось, главная причина - дефицит общения, причём с рождения.

- Родители предпочитают посадить ребёнка перед телевизором, чтобы не мешал. Так он никогда не научится правильной артикуляции. Потому что молчит. Главный пример для подражания - это родители. В беседе с ними дети невольно подражают их манере произношения, - уверена Нурия Швецова.

Для снятия стресса полезна физическая нагрузка. Будь то поход в спортзал или работа в огороде. Установите в комнате школьника боксёрскую грушу - выброс адреналина необходим! А вот о многочасовых бдениях у компьютера лучше забыть - чревато! 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах